Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
16 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7802519
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Тайнопись древней иконы. Исихастский иконописный символ вещества

История и культура

Тема:  История и культура

             Иконопись

 

 «Православное Старообрядчество» продолжает знакомить своих читателей с тайнами древней иконы. Сегодня речь пойдет об исихастском иконописном символе вещества.



   В византийском искусстве синий цвет исследователи рассматривают как символ мира трансцендентного. Подобной трактовки придерживаются и современные богословы, толкующие голубой и синий цвета иконописи как символ Духа Святого1. В таком случае икона – как «окно в горний мир Духа» – должна быть преисполнена синим цветом. Действительно, тяготение к синему цвету явственно и в константинопольском, и в русском придворном искусстве: в одеждах Христа, Богоматери и святых наряду с золотом неизменно присутствовал синий или даже тёмно-синий цвет.  Но в живописи исихастов он практически отсутствовал…

    Почему же иконописцы-исихасты отторгали синий цвет? Причина проста. Вспомним, что красный и зелёный цвета в их живописи становятся главными потому, что они соответствовали цветам ясписа, сардиса и смарагда, которые в образе «Сидящего на престоле» символизируют Божественные энергии (Откр 4:3). А вот камней синего цвета среди библейских символов Божественных энергий нет! Нет синего даже в яшме (ясписе), отличающейся, как известно, цветовым разнообразием. Вот что говорит о цвете яшмы известный минералог академик А. Е.Ферсман: «Я не знаю другого минерального вида, который был бы более разнообразен по своей окраске, чем яшма; все тона, за исключением чисто синего (выделено мною. – А. С.), нам известны в яшме, и переплетаются они иногда в сказочную картину»2).

   Отсутствие синего цвета в библейской символике Божественных энергий исихасты восприняли буквально, поскольку для них в Библии «нет ничего напрасно сказанного, даже до единого слова». А раз так, то синий цвет иконописи символом Духа Святого быть не может! Об этом свидетельствуют и древние церковные традиции, усвоившие «Дню Святого Духа» (празднику в честь Духа Святого, сошедшего на апостолов в Пятидесятницу) не голубой и не синий, а зелёный цвет3).

   Была у русских иконописцевисихастов и иная причина, по которой синий цвет не мог стать символом Божественных энергий…

   Лингвисты говорят: «Прилагательное синий – древнее, общеславянское, сохранилось во всех славянских языках. История этого слова как цветообозначения в русском языке довольно сложна и для древнего периода не совсем ясна»4). Уже в памятниках ХI–ХII веков прилагательное синий, как и в современном русском языке, употреблялось для обозначения цвета («кожи сини» в Библии), для названия цвета водных источников («сине море»), в описании некоторых природных явлений (синяя молния, синий лед, «облак синь», «синя мгла»). Слово синий и его производные с древнейших времён использовались в описаниях внешности людей для обозначения оттенка кожи, лица человека озябшего или побледневшего, избитого, пораненного, с синяками. Наконец, в древнерусских литературных памятниках раннего периода можно встретить сравнения – синий как сажа, где прилагательное синий, по-видимому, обозначает чёрный цвет. К тому же, словом синий часто переводится греческое , имеющее целый ряд значений: чёрный, тёмный, мрачный, зловещий, глухой, тусклый и прочее5).

   Пытаясь добраться до истоков прилагательного синий, специалисты высказали предположение, что синий означает не какой-то конкретный цвет – синий, серый, чёрный или иной, а имеет значение «тёмный». Этимологи же возводят слово синий к группе слов сив, сиять с первоначальным значением «сияющий», «блестящий» и поясняют, что связь со светом, блеском у слова синий – не прямая, а обратная. То есть слово синий означает не «блестящий», «сверкающий», а напротив, «тёмный», «тусклый», «лишённый блеска, сияния». И приводят строки из Жития Андрея Юродивого: «Якоже есть железо сине и студено лежаше, в огне горимо светло будет велми тако и человеци. Железо сине мы есмь а огнь есть Святый Духъ»6). То есть человек здесь сравнивается с железом синим и холодным («сине и студено лежаше»), которое в огне Святого Духа способно гореть светло («в огне горимо светло»). Напомним, что именно «с железом, раскалённым огнём» сравнивали обожжённую человеческую природу греческие отцы…

   Весьма показательно, что среди множества производных от слова синий в древнерусских памятниках раннего периода часто употребляется слово синец, которым обозначают беса, дьявола и пр., то есть сущности, причастные адским силам. Причём употребление прилагательного синий и его производных в значении «тёмный», «чёрный» по отношению, главным образом, к бесу, дьяволу сохраняется в памятниках ХV–ХVII веков: «А на шуей стране видех многое множество темныя силы демонов, видением черны и сини»7).

   Есть в Библии ещё символ, который не позволяет отнести синий цвет к миру Божественному. Это небесная радуга, на которую Бог указал праведному Ною: «И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею» (Быт 9: 12, 13).

   О том, что небесная радуга является неким важным символом, было известно практически всем древним народам. Она считалась мостом, соединяющим небо и землю. Как «таинственный светозарный мост, соединяющий небо и землю»8), толкуется образ радуги и богословами. Но тогда верхний алый цвет радуги логично рассматривать как символ мира Божественного, а наиболее близкий к земле синий (сине-фиолетовый) цвет радуги (её нижняя ступень) – как символ земли, вещества.

   В эпоху исихазма алый (пре«красный») цвет (символ благодати и всех сопутствующих благодати энергий Бога) и синий цвет (символ вещества) становятся в иконописи символами полярными. Попытаемся понять, насколько эта сформированная иконописцами-исихастами оппозиция красного и синего цветов обоснована с точки зрения науки…

 

Физиологические свойства красного и синего цветов

    В литературе по цветоведению верхнюю часть спектра – от красного до зелёного – принято относить к тёплым цветам, а нижнюю – от голубого до фиолетового – к холодным. Зелёный иногда относят к холодным цветам, а иногда выделяют его как нейтральный.

   Сегодня экспериментально установлено, что красно-оранжевая часть спектра действительно заключает больше тепловой энергии, нежели сине-зелёная. Кроме того, физиологи давно заметили, что воздействие тёплых цветов на организм соответствует ощущению тепла, а холодных – холода. И хотя восприятие цвета всегда субъективно, и психологи, и художники, и поэты всегда отмечают, что красно-жёлтой части спектра присуще ощущение тепла, а сине-голубой части спектра – ощущение холода.

   Американский нейропсихиатр Шафика Карагулла говорит, что люди, обладающие сверхчувственным восприятием (она называет их сенситивами), могли различать полюса непомеченного магнита. «Когда сенситивы смотрели на магнит, то видели слабо окрашенное сияние вокруг каждого полюса. Северный полюс магнита характеризовался синим цветом, южный – красным». Кроме того, «северный полюс магнитной палочки всегда давал сенситивам ощущение прохлады, а южный конец давал ощущение тепла»9).

   Следовательно, реально существующая взаимосвязь «синий цвет – холод» нашим далёким предкам была хорошо известна. Отсюда синий лёд, синий снег, синие сумерки. Вспомним, что «холодное сердце» святоотеческая мысль отождествляет с силами бесовскими: «Если мы ощущаем в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовию не только к Нему, но и к ближнему»10 – и станет понятно, почему словом синец в Древней Руси называли беса, дьявола, а о людях, лишённых Духа Святого, говорили – люди сини.

   Изучая взаимосвязь душевного состояния человека с его цветовыми предпочтениями, учёные обратили внимание, что находящиеся в состоянии физического и душевного дискомфорта люди тяготеют к холодным цветам и старательно избегают тёплых, которые на них действуют угнетающе. «Подобное познаётся подобным», – определял такую взаимосвязь Платон. То есть когда человек в депрессии, окружающий мир ассоциируется у него с мрачными цветами, но в этой мрачности ему более комфортно, чем в солнечном ярком мире, который вызывает у него отторжение.

   Замечено, что новорождённые младенцы воспринимают только тёплую часть спектра. Вот что говорят по этому поводу специалисты: «Известно, что новорождённые в возрасте от одного до пяти дней различают длины волн, обычно воспринимаемые как красный, жёлтый и зелёный цвет, но не чувствительны к тем длинам волн, которые традиционно воспринимаются как синий цвет. …Этот дефект цветового зрения сохраняется до достижения младенцем двух-трёхмесячного возраста, после чего ребёнок приобретает такую же способность различать волны различной длины, какой обладают и взрослые люди»11).

   Если сопоставить эти наблюдения с бесспорным фактом, что младенец – самое безгрешное (связанное с миром Божественным) существо на земле, то восприятие новорождёнными лишь красного, жёлтого и зелёного цветов – это ещё одно косвенное доказательство инородности синего цвета миру Божественному.

О том, что тёплые и холодные цвета имеют разную эмоциональную окраску, хорошо известно художникам: «Холодная гамма усиливает впечатление меланхолической успокоенности, иногда даже трагической мертвенности. Горячая – впечатление напряжённой жизни, активности, радости, драматизма»12). Колористические пары, основанные на «совмещении киновари с ультрамарином» (красного с синим), порождают «открытую дисгармонию, драматизм». Поэтому такое цветовое сочетание художники обычно используют для создания «остроты образа», «эмоционального напряжения», «света и тени».

   Итак, даже поверхностное знакомство с воздействием на человека синего цвета (а исследований, подтверждающих, что тёплые и холодные цвета радужного спектра оказывают на человека совершенно разное психофизиологическое воздействие, множество) позволяет сделать вывод: этот цвет, являющийся синонимом холода, тяжести, темноты, грусти, не может быть символом энергий Святой Троицы! И совершенно понятно, почему именно синего цвета нет среди библейских символов Божественных энергий.

    А это означает, что наличие в храмовой росписи синего цвета вызывает у людей реальное чувство холода; действует на человека угнетающе.

   Добавим к этому, что, согласно традициям, священнослужители облачаются в одежды тёмных цветов и, в частности, тёмно-синие и фиолетовые, в период постов и во «дни памяти о Кресте Господнем». А ведь на кресте страдал не Бог, а человек, страдало вещественное тело Спасителя. И хотя Его тело (подверженное действию Божественных энергий) было иным, нежели тело человека смертного, однако боль от пыток и издевательств Богочеловек испытывал столь же сильную, как и обычные люди. И тёмно-синие и фиолетовые облачения священнослужителей во дни постов и во «дни памяти о Кресте Господнем» – это напоминание о страданиях вещественного тела Богочеловека.

   Всё изложенное выше позволяет сделать определённые выводы...

   В византийском искусстве красный хитон и синий гиматий (плащ) Спасителя – это символы (соответственно) Его Божественной и вещественной природ. Об этом говорит преподобный Максим Исповедник: «Целиком сотканный сверху хитон Спасителя, который не растерзали распинатели, хотя им и позволили это сделать, есть взаимная и непосредственная связь и сплетение добродетелей … или же благодать нового по Христу человека, сплетённая свыше Духом. Верхняя же одежда есть чувственный мир…»13) (выделено мною. – А. С.).

   Цель исихастов – как можно больше рассказать о Божественных энергиях Благодати и Премудрости, знаниями о которых в XІV веке обогатился христианский мир. Символом этих энергий у исихастов становятся красный и зелёный цвета иконописи. Синему цвету – символу вещественной природы человека (пусть даже и обожжённой огнём Святого Духа) – исихасты-иконописцы практически не уделяют внимания, подразумевая, что уже сам иконописный образ святого свидетельствует о преображённом состоянии его вещественного тела.

   Конечно, не все иконописцы XІV и XV веков понимали исихастскую цветовую символику и придерживались её. Например, современник Андрея Рублёва – Феофан Грек, воспитанный на византийских традициях живописи, навсегда сохранил к ним приверженность. Поэтому созданный Феофаном для Благовещенского собора Московского Кремля образ Богоматери «предстаёт в красивом тёмно-синем плаще». Да и в иконе «Преображение» Феофан Грек остался верен византийской сине-голубой цветовой гамме: отсвет фаворского света у Феофана не зелёный, как у Рублёва, а голубой.

   А теперь нам предстоит выяснить, что же в иконописи исихастов символизируют другие цвета – золотой, голубой, вишнёвый, фиолетовый…

Александр Селас

 

Ссылки:

1. См., например: Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Том 1. Раннее христианство. Византия. М. – СПб.: Университетская книга, 1999. С. 500. Настольная книга священнослужителя. Изд. Московской Патриархии, 1983. Т. 4. С. 153, 154.

2 Цит. по: Корнилов Н. И., Солодова Ю. П. Ювелирные камни. М.: Недра, 1986. С. 169.

3. Бычков В. В. Указ. соч. С. 154.

4. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975. С. 174.

6. См. там же. С. 176, 177.

7. Там же. С. 178, 183.

8. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 258.

9. Карагулла Ш. Прорыв к творчеству. Киев.: София, 1993. С. 148.

10. Лосский В. Н. Указ. Соч. С. 169.

11. Шиффман Харви. Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, 2003. С. 462.

12. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство. 1985. С. 114.

13. Творения преподобного Максима Исповедника. Книга II. Вопросоответы к Фалассию. МАРТИС, 1994. С. 38.

(Продолжение следует).

 

http://www.n-i-r.su/modules.php?name=Content&op=showpage&pid=590

 




 
   Связанные ссылки
· Больше про История и культура
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: История и культура:
Род Морозовых: 1770 – 1917 гг.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 2.5
Ответов: 2


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by