Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
16 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7802522
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Преставление святого отца нашего Иоанна Златоуста (347–407).

Поучения

Жития святых

Святой отец наш Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (347 – 407) скончался 14 сентября 407 года, но, ради праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, память святителя перенесена на 13 ноября. 27 января совершается память перенесения святых мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь и 30 января - празднование Собору трех Вселенских Учителей и Святителей.

"Ничто не может сравниться с любовью… Ныне же любовь оскудевает; осталось только имя ее, а на деле ее нет, но разделились мы между собою.

Что делать, чтобы соединиться".

(Свт. Иоанн Златоуст).



Родился будущий святитель около 347 года в Антиохии в семье офицера по имени Секунд, довольно рано умершего. Воспитан был матерью Анфусой, которая смогла дать сыну хорошее образование. Святитель Мелетий Антиохийский крестил его в 367 году и поставил через три года во чтеца. После смерти матери он принимает монашество.

Спустя некоторое время после этого, его с другом Василием решили поставить во епископы, но по смирению будущий святитель тогда уклонился от сана. Крайности аскетизма привели к ухудшению его здоровья (в своих поздних проповедях он предостерегает от этого) и он возвратился в Антиохию. Там святитель Мелетий уговорил его принять сан и в 381 году посвятил во диаконы.

Спустя пять лет он был рукоположен во пресвитеры и стал одним из самых знаменитых проповедников. Именно тогда паства дала ему прозвище «Златоуст». В 397 году, по просьбе императора, Иоанн Златоуст был приглашен на кафедру Константинополя. Там он начал активную деятельность по оздоровлению нравственной жизни столицы. Большое число вчерашних язычников, придя в Церковь, сохранили свои старые привычки. Поэтому перед святителем стала задача дальнейшего просвещения народа.

Большую роль он придавал благотворительности, поэтому даже те средства, которые предназначались для его содержания, он тратил на устроение гостиницы для паломников и больницы для бедных. Кроме того он ввел практику антифонного пения, ему принадлежат несколько молитв до сих пор используемых в чинопоследованиях Таинств, а так же приписывается авторство Литургии.

Обличая распущенность столичных нравов, св. Иоанн вызвал ненависть со стороны знати, и, в первую очередь, самой императрицы Евдоксии. Вражда против святителя достигла апогея в 404 году, когда состоялся «собор под дубом», осудивший его за растрату церковной собственности и приговоривший к изгнанию. Протесты паствы предотвратили его высылку, но через некоторое время, приговор был все же приведен в исполнение.

Направленный в Армению, он был переведен в 407 году в Питнус (ныне Пицунда), где и скончался, истощенный болезнями. По преданию, его последними словами было: «Слава Богу за все!». В 438 году его мощи были перенесены в столицу.

«В заключение отметим, что не только у современников но и во все последующее время у всех христианских народов – у нас, русских, в особенности – проповеди, как и другие творения Златоуста, всегда пользовались и пользуются особенной любовью, являясь неисчерпаемым источником нравственного назидания и утешения. Они никогда не утратят этого значения, так как в высокой степени обладают той благодатной «помазанностию», которая есть не что иное, как животворящее веяние Духа Божия, открывающаяся чрез своих избранников» (Петр Белодед, кандидат богословия, преподаватель Спб. Духовной Семинарии).

«Православное Старообрядчество» предлагает вашему вниманию отрывки из поучения святителя о любви.

 

Всякое доброе дело есть плод любви. Поэтому много и говорится о ней. Так Христос говорит: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35); и Павел взывает: не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви (Рим. 13, 8). Не сказал просто о любви, но повелевает быть как бы должниками в любви друг к другу. Kак в отношении к телу мы должны постоянно доставлять ему пищу — и постоянно доставляем, и этот долг простирается на всю нашу жизнь, так он учит поступать и в отношении к любви, или, лучше сказать, — еще больше, потому что она приводит к жизни вечной и постоянно остается с теми, которые имеют ее. А теперь, — говорит апостол, — пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Kор. 13, 13). Впрочем, не только словами, но и самими делами мы научаемся этой добродетели. И, во-первых, способом нашего рождения; создав одного человека, Бог повелел от него произойти всем, чтоб мы все считали друг друга как бы одним человеком и старались жить в любви друг к другу. Затем и посредством взаимных отношений Он премудро устроил необходимость для нас взаимной любви, а как — послушай. Наполнив вселенную множеством благ, Он даровал каждой стране особенные, ей свойственные роды плодов, чтобы мы, вынуждаемые необходимостью, путешествуя друг к другу, сообщая другим излишнее и получая от них недостающее нам, любили однородных с нами. То же Он сделал и с каждым человеком. Он не дал всем знать все, но одному сообщил способность к врачебной науке, другому — к строительной, иному к иной, чтобы, нуждаясь друг в друге, мы любили друг друга. Также и в предметах духовных, в свою очередь, можно видеть то же самое, как говорит Павел: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков (1 Kор. 12, 8–10). Но нет ничего выше любви; поэтому Он и поставил ее выше всего, сказав так: если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто (1 Kор. 13, 1, 2). И даже на этом он не остановился, но возвестил, что и сама смерть за благочестие не приносит никакой пользы, если не будет при этом любви. Не без причины Он сказал это о любви; он знал, хорошо знал как исполнитель заповедей Божиих, что когда твердо вкоренится любовь, тогда произрастают плоды всяких благ. Заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, и всякая другая заповедь заключаются в этой одной, как главной: весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Исх. 20, 13–16; Лев. 19, 18; Гал. 5, 14). Впрочем, для чего говорить о малом, умалчивая о великом? Из любви сошел к нам возлюбленный Сын Божий, стал обращаться и жить вместе с людьми, чтобы, рассеяв многобожное заблуждение и возвестив истинное познание, научить людей любви друг к другу, как свидетельствует Иоанн, когда говорит: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

 

Ничто не может сравниться с любовью… Ныне же любовь оскудевает; осталось только имя ее, а на деле ее нет, но разделились мы между собою.

Что делать, чтобы соединиться. Ведь легко обличать, но это только половина дела: нужно еще показать, как устроить общение; нужно о том позаботиться, как нам соединить разделившиеся члены. Не о том только нужно заботиться, чтобы нам принадлежать к Единой Церкви или [содержать] один и тот же догмат; но не хорошо то, что, имея общение друг с другом во всем прочем, мы не имеем его в необходимом, и [по-видимому], находясь в мире со всеми, не соблюдаем мира между собою. Не на то смотри, что мы не ссоримся между собою каждый день, но на то, что у нас нет истинной и искренней любви. Нам нужны обвязание и елей (см. Лк. 10, 34). Вспомним, что любовь есть признак учеников Христовых (см. Ин. 13, 35), что без нее все прочее не значит ничего, что она есть дело не трудное, если захотим [иметь ее]. Да, скажут, мы знаем это; но как достигнуть этого? Что нужно, чтобы она была у нас? Kак сделать, чтобы мы любили друг друга? Наперед устраним то, что противно любви; тогда приобретем и ее. Пусть никто не помнит зла, не завидует, не радуется о зле. Это препятствует любви, а другое способствует ей. Недостаточно уничтожить препятствия; нужно иметь и то, что способствует. Действия, нарушающие любовь, а не созидающие, исчисляет Сирах, именно: поношение, гордость, обнаружение тайны и коварное злодейство (Сир. 22, 25). Для тех [иудеев], как людей плотских, этого было достаточно; для нас же нет; не этому только учим вас, но и другому. Для нас — без любви все бесполезно. Пусть будут у тебя бесчисленные блага — какая в том польза? Пусть будет богатство, роскошь, но без любящих тебя — какая в том польза? Нет блага прекраснее этого даже в житейском отношении, и, напротив, нет ничего хуже вражды. Любовь покрывает множество грехов (1 Петр. 4, 8); а вражда, напротив, подозревает и то, чего нет. Недостаточно только не быть врагом, нужно еще питать и любовь. Вспомни, что так повелел Христос, и этого довольно. Сама скорбь содействует любви и укрепляет ее. Но что же, скажут, теперь, когда нет скорби.

 Объясни, как нам стать друзьями? Но, скажи мне, разве у вас нет какихнибудь друзей? Kак вы стали друзьями? Kак остаетесь ими? По крайней мере, пусть никто не враждует против другого; и это немаловажно; пусть никто не завидует; не завидующий не может быть и клеветником. Все мы живем в одной вселенной, питаемся одними и теми же плодами. Этого мало: мы сподобляемся одних и тех же Таинств, одной и той же духовной пищи. Вот побуждения к любви!

Но как, скажут, нам сохранить теплоту любви? А что возбуждает любовь плотскую? Телесная красота. Сделаем же и души наши прекрасными и будем питать любовь друг к другу; ведь нужно не любить только, но и быть любимыми. Сделаем сперва это, т.е. чтобы нас любили; тогда легко будет и то. Kак же сделать, чтобы нас любили? Будем добрыми — и мы достигнем, что всегда будут любящие нас. Пусть каждый заботится не столько о приобретении имущества, или рабов, или домов, сколько о том, чтобы быть любимым, чтобы иметь доброе имя. Доброе имя лучше большого богатства (Притч. 22, 1). То постоянно, а это скоропреходяще; это можно приобресть, а того нельзя. Kто заслужил недоброе имя, тому трудно освободиться от него; а бедный с именем добрым скоро может сделаться богатым. Пусть один имеет тысячи талантов, а другой сто друзей: последний богаче первого. Будем же делать это не просто, но как бы совершал куплю.

Kак же это? Сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь (Сир. 6, 5). Будем иметь уста, исполненные хвалы, и нравы чистые. С такими свойствами нельзя скрыться.

Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Kонстантинопольского, в русском переводе. СПб. Издание СПб. Духовной Академии, 1898 г.

 




 
   Связанные ссылки
· Больше про Поучения
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Поучения:
Усекновение главы св. пророка и Предотечи Господня Иоанна.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by