Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
12 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8040460
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Тайнопись древней иконы. Библейский символ совершенства

История и культура

Тема:  История и культура

             Иконопись

 

 «Православное Старообрядчество» продолжает знакомить своих читателей с тайнами древней иконы. Сегодня речь пойдет о библейском символе совершенства.



   Символику трёх цветов иконописи исихастов – красного, зелёного и синего мы рассмотрели. Разумеется, только этими тремя цветами палитра древней иконы не ограничивалась, но и цветовым многообразием, свойственным современному искусству, не отличалась. Семь цветов радужного спектра (при отсутствии переходных тонов) – вот характерные цвета иконописи исихастов. Известный историк искусства М. Алпатов говорит: «Одной из самых высоких задач русской иконописи было создание красочной симфонии из чистых, беспримесных и ничем не замутнённых красок. Художники знают, как трудно пользоваться одними чистыми спектральными красками и избегнуть пестроты. Между тем древние мастера настойчиво добивались и достигали этой желанной цели».1).

    Чем же так привлекала иконописцевисихастов цветовая палитра небесной радуги?Попробуем разобраться…

   Известно, что радужный спектр свёл к системе Исаак Ньютон (1643–1727), условно выделивший в нём семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Однако, по свидетельству физиков, видимый участок радужного спектра состоит не из семи цветов, а всего лишь из трёх: красного, зелёного и синего. Их смешением в разных количествах (оптическим синтезом) можно получить остальные четыре цвета радуги: оранжевый, жёлтый, голубой и фиолетовый.

   Понять, как это происходит, поможет следующий опыт. Возьмём три фонаря, один из которых снабжён красным, второй – зелёным, а третий – синим светофильтром, и в тёмной комнате попарно совместим разноокрашенные потоки от фонарей. Окажется, что в перекрестии лучей появится новый оттенок. Синтез совмещённых красных и зелёных лучей даст жёлтый, зелёных и синих – голубой, синих и красных – пурпурный цвет.

   Этот простой опыт показывает, что в радужном спектре излучения красного, зелёного и синего цветов являются простыми, а излучения жёлтого, голубого и пурпурного цветов – сложными.

   Совсем по-иному получаются многоцветные изображения на репродукциях в полиграфии, фотографии и кино. Здесь основными цветами (красками) являются жёлтый, голубой и пурпурный, то есть те самые, которые являются сложными при оптическом синтезе. Следовательно, художнику для получения красного цвета нужно механически смешать пурпурную и жёлтую краски, для получения зелёного цвета смешать голубую и жёлтую краски, а для получения синего цвета смешать голубую и пурпурную.

   Таким образом, синтез спектральных излучений – оптический синтез происходит по одним законам, а соединение цветов с помощью живописных или печатных красок – механический синтез – по другим.

   При оптическом синтезе (см. радугу) красный и зелёный дают жёлтый; зелёный и синий дают голубой; при соединении красного и синего получается пурпурный.

   Механический синтез (смешивание красок) даёт совсем иные результаты: смешивая пурпурный и жёлтый, получают красный цвет, соединение голубого и жёлтого даёт зелёный; пурпурного и голубого даёт синий цвет.

   Убедиться в том, что синтез спектральных излучений подчиняется совсем иным законам, нежели синтез красок, можно, если смешать с помощью призмы (или линзы) три простых цвета радужного спектра: красный, зелёный и синий. В результате такого оптического синтеза возникнет белый свет.

   А вот смешиванием красок (любых цветов) белую краску получить невозможно!

   У иконописцев исихастов цвет – символ энергий. Это значит, что красный, зелёный и синий цвета иконы (как и в небесной радуге) будут простыми цветами. Их символика нам известна:

   – красный цвет – символ Божественной благодати;

   – зелёный цвет – символ Божественной премудрости;

   – синий – символ вещества, твари.

   А вот оранжевый, жёлтый, голубой и фиолетовый цвета иконы (как и в небесной радуге) – это цвета сложные. Оранжевый и жёлтый в радужном спектре находятся между красным и зелёным и, значит, являются их оптическим синтезом. Нетрудно догадаться, что в оранжевом цвете красного больше, чем зелёного, а в жёлтом цвете (это показывает опыт с фонарями) красного и зелёного цветов поровну…

   Ну, а зная, как именно в радужном спектре возникают оранжевый и жёлтый цвета, несложно расшифровать их символику: присутствие в иконописном образе оранжевого или жёлтого цветов означает, что образ исполнен Божественных энергий благодати и премудрости. Вот откуда у византийцев пристрастие к золоту мозаик и золотому цвету одежд Христа! Золото в виде растекающихся струй (ассиста), наложенное на одежды живописных образов, – символ того, что образ исполнен Божественных энергий благодати и премудрости.

   Пурпурный цвет, как мы выяснили, получается в результате оптического синтеза красного и синего цветов. Красный цвет – символ Божественной благодати; синий – символ вещества, твари.

   Тогда пурпурный цвет одежд иконописного образа означает, что вещественный образ преображён энергией благодати.

Фиолетовый – это тоже оптический синтез красного и синего цветов, но их пропорции в этом синтезе несколько иные, чем в пурпурном цвете. В фиолетовом синего больше, чем красного. Поэтому можно сказать, что фиолетовый цвет в иконе – символ вещества, которого благодать коснулась…

   Голубой цвет в радужном спектре находится между зелёным и синим, следовательно, это их оптический синтез.

   Зелёный цвет у исихастов – символ Божественной премудрости; синий – символ вещества, твари.

   Тогда голубой цвет становится символом вещества (твари), очищенной (преображённой) энергией премудрости, символом безгрешной, «пречистой» человеческой природы. В истории такой безгрешной личностью является Дева Мария, образу Которой и византийское, и русское искусство усвоило голубой цвет (не случайно одно из главных имён Девы Марии – Пречистая).

   А сейчас обратим внимание на очень важный момент: оказывается, до ХIV века на Руси не существовало цветообозначения «голубой». Его заменяло слово «синета». Именно «синетой» в церковнославянской Библии именуется цвет одежд первосвященников, названный в русском переводе Библии голубым (Исх 26:4; 26:32; 28:8).

   Лингвистам известно, что прилагательное голубой присутствует лишь в части славянских языков, а именно – в восточнославянских (русск. – голубой, укр. – голубий), в других же славянских языках для обозначения светло-синего цвета существуют другие названия. И полагают, «что эти цветообозначения появились в языке довольно поздно, так в древнерусских датированных памятниках прилагательное голубой находим не ранее ХIV века».2) А это значит, что цветообозначение голубой (как и цветообозначение красный) возникло в русском языке в период, когда у византийских исихастов формировались знания об энергиях Божественных…

 

   Голубой цвет – понятие исихастсткое

   Этимологи считают слова голубой и голубь «однокоренными и общими по происхождению, одни из учёных утверждают, что более раннее – цвет, а название птицы по цвету… другие, напротив, производят цвет от названия птицы»3).

   Чтобы понять, какое отношение синоним неба – голубой цвет имеет к голубю, обратимся к евангельскому повествованию о Крещении Исуса Христа в водах Иордана. Вот как описано это у апостола Луки: «Когда же крестился весь народ, и Исус крестившись молился, – отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь…» (Лк 3:21, 22).

   Эта короткая евангельская фраза исполнена глубочайшего смысла:

   – нисходящий на Исуса Христа из отверзшихся небес голубь (телесный вид Духа Святого) – это некий синтез Божественного (Дух Святой) и вещественного (телесный вид); святоотеческая мысль именует такой синтез гранью тварного и нетварного;

   – голубь спускается на Христа в момент, когда Его человеческая природа очищена Крещением в водах Иордана. Конечно же, как говорит святитель Тихон Задонский, «Христос греха не имел, и потому не было Ему нужды омываться от греха, но Своим Крещением освятил и установил наше Крещение»4).

   Следовательно, евангельское повествование о Крещении Спасителя поясняет нам: в момент церковного таинства Крещения человек «омывается от скверн и освящается» до особого состояния – некой «грани тварного и нетварного», символом которого является библейский голубь (телесный вид Духа Святого).

    У ветхозаветных пророков гранью тварного и нетварного, то есть гранью отделяющей тварный мир от Бога, являются небеса: «Он превыше небес…» (Иов 11:8); «Наклонил Он небеса и сошел» (2 Цар 22:10); «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» (Ис 64:1).

   Следовательно, в Библии голубь и небо – это один и тот же символ грани тварного или нетварного.

   Чтобы засвидетельствовать идентичность этой библейской символики, русские иконописцы-исихасты нарекают светло-синий цвет неба голубым. Как в имени цвета – красный содержалось указание на «прекрасную благость», точно так же в имени цвета – голубой содержалось указание на библейского голубя – символа телесного образа Духа Святого.

   Наглядным символом грани тварного и нетварного является голубой цвет радужного спектра, расположенный между синим цветом – символом вещества (твари) и зелёным – символом энергии Божественной премудрости.

   В живописи исихастов голубой цвет одежд становится символом чистой, безгрешной природы образа. Таким символом является голубой хитон Богородицы, Которую святой Григорий Палама именует «гранью тварного и нетварного»5. В одежды голубого цвета облачаются священнослужители «в праздники и дни памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников», образы которых связаны с безгрешностью их природы6.

   Нельзя не согласиться с тем, что иконопись эпохи исихазма являлась настоящим «богословием в красках». А небесная радуга, на которую нéкогда Бог указал праведному Ною, являлась как для византийских, так и для русских иконописцев‑исихастов «компасом», по котороу они сверяли правильность формируемых ими цветовых символов. Конечно, цветовые символы исихастов были понятны далеко не каждому иконописцу. Поэтому на Руси, как и в Византии, они оставались христианским гносисом. Естественно, что после всех испытаний и потрясений, которые претерпела Русь, до наших дней дошли лишь отголоски тайных знаний исихастов. И хотя часть этих знаний сохранило Предание Церкви, часть – церковные традиции, сегодня символика иконы и, в частности, её цветовые символы, и богословами, и искусствоведами толкуются, как правило, с позиций общепонятного смысла. В результате икона перестаёт быть «богословием в красках», а вновь оказывается «книгой для неграмотных».

   Смысл «Троицы» Андрея Рублёва специалисты также толкуют с позиций общепонятных. Однако уже один тот факт, что эта икона была создана иноком Андреем для исихастского Троице-Сергиева монастыря, говорит о том, что символика её гораздо более глубокая, чем принято считать… Об этом поговорим в следующий раз.

(Продолжение следует).

 

1. Алпатов М. Краски древнерусской иконописи. – М.: Изобразительное искусство. С. 9.

2. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975. С. 192.

3. Там же. С. 193.

4. Настольная книга священнослужителя. Т. 6. Изд. Московской Патриархии, 1988. С. 221.

5. Лосский В. Н.Очерк мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – М., 1991. С. 147.

6. Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 149.

Александр Селас

http://www.n-i-r.su/modules.php?name=Content&op=showpage&pid=613

 




 
   Связанные ссылки
· Больше про История и культура
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: История и культура:
Род Морозовых: 1770 – 1917 гг.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by