Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
12 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7803884
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 История патриарха Никона на белорусском телевидении.

История и культураТема: История и культура 

«Так закончил свой жизненный путь этот необыкновенный человек, которого одни пытаются возвести в сан святых, а другие проклинают. Человек, вознамерившийся войти в Царьград и стать вселенским патриархом, но отказавшийся от патриаршества Русской Церкви. Человек, намеревавшийся объединить Вселенское Православие, но расколовший Православие Русское, на теле которого до сих пор кровоточит рана раскола».

Этой фразой завершила повествование о самом, пожалуй, противоречивом патриархе в истории Русского Православия режиссер программы «Iснасць» Дарья Юркевич. 

Программа выходит еженедельно по субботам на Первом национальном канале Белорусского телевидения и освещает вопросы духовности.
4 ноября с.г. выпуск был посвящен жизни и деятельности патриарха Никона. 

Безусловным достоинством этого выпуска явилось то, что эта столь непростая тема была освещена с трех позиций: светской науки, православных христиан, придерживающихся нового обряда и старообрядцев.

Российский историк Евгений Коршунов рассказал о жизненном пути и деятельности патриарха Никона.
Бедное детство, женитьба и смерть троих детей. Уход в Анзерский скит Соловецкого монастыря. Служба игуменом в Киже-езерской пустыни, а затем в Новоспасском монастыре в Москве, откуда и началось его восхождение на патриаршую кафедру в 1652 г.
Годы триумфа, власти. Когда он «возлюбил стоять высоко, ездить широко».
Затем высокомерное оставление патриаршей кафедры в 1658г. и приговор Собора русских иерархов в 1666 году : «Отселе не будеши патриарх, и освящения да не действуеши, но будеши яко простой монах».
Е. Коршунов особо подчеркнул мотивы, побудившие Никона к проведению реформ, в том числе и политические.
Говоря о целесообразности реформ и достигнутых при этом целях, он  привел слова историка Ключевского: «Желая объединиться со Вселенской Церковью, патриарх Никон расколол поместную».
 

Настоятель православного храма в честь св. прав. Иоанна Рыльского в г. Минске о. Алексий Хотеев обратил внимание телезрителей на единоличном введении патр. Никоном троеперстия взамен двуперстия, отмене земных поклонов в изданной им «Памяти» в 1653г. и положивших начало расколу Русской Церкви.
«И тогда произошла большая ошибка, которая впрочем, не только Никону  должна быть приписана, когда он в неделю Торжества Православия при большом стечении народа, еще раз сказал о крестном знамени, и после этого дал слово патриарху Макарию, который не только подтвердил слова Никона, что крестное знамя тремя перстами это истинное, но и сказал, что крещение двумя перстами есть ложное еретическое, армянское. Получается, что все люди, которые так крестятся, они – еретики. И вот это все произнесенное с большим обличением, вызвало сильное возмущение в народе». 

Председатель совета Старообрядческого прихода в честь св. пророка Илии в г. Минске Вячеслав Клементьев коротко рассказал о смысле и значении отдельных древлеправославных обрядов для староверов.
 Говоря о методах проведения реформ, он подчеркнул особо их жестокость, доходившую до физического уничтожения отказывавшихся их принимать.
Большое внимание В. Клементьевым было уделено вопросу о «книжной справе». В качестве сравнительного примера им были использованы тексты  до,- и послереформенной редакции чина Крещения и другие примеры неточностей и искажений, допущенных "справщиками".  

Следует сказать, что по замыслу режиссера разговор в этом выпуске должен был идти исключительно о личности патриарха Никона, а не расколе вообще. Поэтому тема раскола и была лишь обозначена штрихами.
Но имя Никона неразрывно связано с этой трагедией в истории Русской Православной Церкви.
Поэтому в начале выпуска диктор говорит: «Церковная реформа, возглавляемая им (Никоном – ред.), привела к расколу  Церкви и появлению старообрядчества, тем самым предопределив дальнейший ход русской истории. Раскрыть тайну Промысла нам не дано, но чтобы хоть немного приблизиться к ней, нужно пристально приглядеться в судьбу этого человека.
 

Нам остается только поблагодарить режиссера программы «Iснасць» и этого выпуска Дарью Юркевич за исключительно корректное освещение столь сложной и значимой для старообрядцев темы.


Павел Дементьев.
08.11.2006г.  



 
   Связанные ссылки
· Больше про История и культура
· Новость от klem


Самая читаемая статья: История и культура:
Род Морозовых: 1770 – 1917 гг.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by