Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
11 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7897957
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Свт. Иоанн Златоуст о посте (окончание).

Поучения

«Пост же я разумею – не простое удаление от пищи, но тот, который имел в виду Исаия: постись, чтобы быть услышанным. И если ты скажешь Богу словами иудеев: "постимся, а Ты не видишь, смиряем души свои, а Ты не знаешь", то берегись, чтобы не услышать: "в день поста вашего вы исполняете волю вашу" (Ис.58:3-5). Пост состоит в исполнении воли Господа».

Так ради кого и ради чего мы постимся?



«Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя, съел бедный вместо тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает.

Не будем тяготиться трудностью поста: все же пост не то, что распятие на кресте. Ради чего, в самом деле, пост? Он – вместо креста: мы получили большее, отдаем меньшее. (Господь) распят для тебя, терпит жажду и пьет уксус с желчью. Неприятно это питье, велик этот пост. Но ты ведь уже не вкушаешь желчи и стоишь твердо, – ты уже на кресте не висишь? Не будь же неблагодарен к Исусу, не плачься, что ты постишься; плачься о том, что ты не постишься всегда.

Чего ты лишился из-за поста? Вина ли? Не вина, конечно, но воспаления в теле, головной боли, тяжкого дыхания. Зато подумай, что ты получаешь взамен: мир, тишину, успокоение. Самый цвет лица чистый и ровный у соблюдающих пост прекрасен, – под влиянием же вина лицо разгорается огнем.

Кто не страдает вместе с Исусом, тот не знает Исуса; кто уклоняется от поста, тот забывает о кресте. Не будем принимать пост с предубеждением, чтобы не обратилось для тебя во зло то, в чем ты предполагаешь зло, и чтобы не оказаться тебе пред Богом рабом лукавым.

Никто не предается печали в праздники, кроме разве тех, кто не понимает значения праздников. В праздники и нужно в особенности быть веселым. А ты хочешь поступать наоборот: печалишься тогда, когда становишься наравне с ангелами? Разве ты не знаешь того, с чем это связано? Когда природа требует брака, то ты не женишься вопреки природе. Воздавай должное браку, но если почитаешь пост, дни поста проводи по-ангельски. Я не унижаю брака, но отдаю предпочтение посту.

То, что мы вкушаем до поста, не остается с нами. Зачем же нам усиленно заботиться о том, чего даже нет. Ведь все удовольствие, доставляемое вкушением пищи, исчерпывается временем глотания; когда проглатываемое минует то место в горле, где сосредоточено чувство вкуса, его как будто и не было. А пост не отягощает человека, не наполняет его чрева и не извергается чрез чрево в помет; он обеспечивает бессмертие, приближает нас к ангелам, потому что сам по себе он и есть не что иное, как посильное (с нашей стороны) подражание ангелам.

Что же? Ты недоволен тем, что ведешь (в посту) трезвую жизнь? Что не уязвляешься чужим благополучием? Что твой ум ясен? Что твоя плоть не осквернена? Что твоя душа цветет? Что ты слушаешь Писания с радостью? Что не болтаешь, чего не следует? Что, одним словом, ты как будто уже не человек, но почти ангел?

Это – праздник Господа, собравшего нас на брак духовный, и вошедшего посмотреть возлежащих – нет ли между ними кого в одежде небрачной. На брак нужно облекаться в одежды чистые и незапятнанные, одежды святые – соответственно святости и чистоте брака, одежды блестящие по виду и роскошные по качеству. Пусть же не омрачается брачное торжество, пусть наставление апостольское вразумит всех, чтобы всем единодушно пребывать в посте.

С постом тесно связана и молитва: пост приводит человека в благоприятное расположение, а молитва – всегда ко времени: ты не согрешил – поэтому постись, а согрешил – и поэтому постись; постись также, чтобы не грешить, и чтобы пребыть в том, что ты приобрел.

Вот сколько видов поста! Согрешил кто-нибудь – и постится в наказание себе, чтобы избежать наказания (от Бога). Будем же поститься и мы, возлюбленные, чтобы не восстали на нас наши собственные страсти.

Ты знаешь примеры поста, следующего за грехом, т.е., поста, как следствия греха, поста в смысле наказания за грех. Но пост и предшествовал греху, не для того, чтобы уничтожить совершившийся грех, но чтобы предотвратить его совершение.

Другое имеет применение пост, когда кто желает получить закон: и требующий закона постится, как постился Моисей, который и получил закон.

Иной опять постится, чтобы не лишиться того, чего достиг. А пост церкви есть вместе и радость, и домостроительство (о спасении ее сынов). Она на деле познает Исуса, сраспинаясь Распятому, сострадая Господу, чтобы и прославиться вместе с Ним.

Не для того (постится она), чтобы оплакивать Господа – жив ведь Сын (Бога) живого! – но чтобы исповедать радость о деле спасения. Если мы и огорчаемся, что распяли Его иудеи, то не за Него огорчаемся, но оплакиваем дерзость Его распинателей. Он восстал из мертвых, восстал к славе, какую имел у Отца дотоле, пребывает с Отцом так, как и пребывал. Торжество Исуса не дает повода к печали. Но мы должны поститься, заботясь о самих себе и стремясь быть общниками Его страданий: вот наша цель, братие! Кто удостоился быть общником страданий Христовых? Велико это таинство. Будем же постоянны в своем стремлении к добру, не будем поддаваться злу.

Распят Исус, Сын Бессмертного. Он отдал тело Свое на распятие не ради Себя самого, но ради тебя. Ты вкусил от древа, а Он постится на древе; ты взял то, чего не должен был брать, а Он тело Свое отдал за то, что ты взял. Ты послужил тогда жестокой страсти, а Он вкушает – вместо всякого удовольствия – уксус. Не отчуждайся Его царства. Ты знаешь, что Он распят, знаешь, что Он ради тебя умер: исповедуй, что Он жив. Во имя живого принеси исповедание, во имя претерпевшего муки потерпи мучение, во имя умершего умри. Если такой смерти будешь ты искать, то не погибнешь: смерть ради поста – кратковременна.

У тебя нет значительных подвигов? Порадуй Его малыми: с весельем поспеши на Его праздник, с радостью прими пост. Пост духовный – наслаждение.

Но не напрасно ли я взываю? Как изменились за это время лица тех, кто торопится к своему обеду! Это несвойственно истинным и постоянным любителям поста. Не похоже ведь на то, чтобы вы были недовольны тем, что вас отдаляют от трапезы Господней. Помимо вашего желания ваш вид выдает вас. Как бы лучом света обнаружено скрывавшееся сознание, что мы удерживаемся силою – и вот мы уже не стоим.

Докуда нам играть истиной? Докуда в дело Господне вносить свою суету? Или ты не слышал, что говорит псалмопевец, отвечая на свой собственный вопрос: "Подлинно ли правду говорите, справедливо судите" (Пс.57:2)?

Если ты искренно любишь пост, принимай его с радостью; если он тебе неприятен, тем хуже для тебя; если он тебя тяготит, тебе нечего радоваться; если ты считаешь, что пост для тебя – лишнее, то он и не принесет тебе пользы. Исус распялся ради тебя, и не роптал, а напротив, спешил на страдания; а ты и непродолжительного поста не хочешь снести для своего собственного спасения?

О, человек! У меня не хватает силы вопиять так, как следовало бы. Исус распят: смотри и поражай себя ударами в грудь, пролей слезы из глаз твоих. Он распят ради тебя: сраспнись с Ним, раздели Его славу не для того, чтобы умереть, но для того, чтобы избежать смерти. Сегодня – день приготовления, день, в который ради твоего спасения водружен был крест; распнись  и ты вместе с твоим Спасителем, умирай вместе с Ним.

Ведь это для Бога, – для Бога, сделавшегося ради тебя человеком. Разве мы не чтим Его достоинство? Разве Его страдания нас не пристыжают? Вдумайся, человек, в это сопоставление: чем Он был, – и что потерпел? Судия осужден, жизнь предана на смерть, питатель всех терпит голод, напояющий всех томится жаждой, Царь славы подвергается бесчестию, Владыка приводится пред игемона, и Бог осуждается людьми. Тот, Кто изрек о себе истину, что "Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Ин.5:22), – Он, Судия всех, осужден – и кем осужден? Этого, кажется, достаточно тебе, человек, чтобы помнить о посте.

Конечно, нужно, прежде всего, знать, в каком мы положении, а потом уже судить о наших делах. Когда мы возлюбим пост и с любовью будем его исполнять, радуясь как празднику, то в качестве приличного в посту угощения, – воздавая честь трапезе Господней, – предложим рабам Господа тайны поста, Его предвечную славу, Его спасение, явленное миру в последние времена: кто Он был и чем сделался? откуда пришел и какой народ удостоил Своим посещением – и почему?

Итак – к своей и Его радости – будем всегда содержать этот пост, служа Владыке поста, во всем изъявляя Ему благодарность, всегда прославляя, всегда любя возлюбившего нас и поклоняясь понесшему грехи наши, умирая ради Умершего за нас и ожидая прославления вместе с потерпевшим поношение.

Всесвятому же Отцу, сподобившему нас этого поста и не пощадившему Сына своего ради нашего спасения, воздадим славу – чрез пришедшего – пославшему нераздельно с животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веком. Аминь.




 
   Связанные ссылки
· Больше про Поучения
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Поучения:
Усекновение главы св. пророка и Предотечи Господня Иоанна.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by