Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
22 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7797529
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Старообрядчество – это оппозиционная сила в Православной Церкви.

Старообрядческие согласия

Сегодня "Православное Старообрядчество" знакомит своих читателей с  исполнительным директором Благотворительного фонда свт. Григория Богослова и АНО "Сохраним жизнь вместе" Леонидом Севастьяновым.

Наверняка читатели, постоянно интересующиеся старообрядческой тематикой скажут: "Ну вот, нашли чем удивлять?". Мы давно уж прочли все его интервью и даже успели "перемолоть ему косточки" на старообрядческих форумах. В нашем анализе интервью, данных Л. Севастьяновым различным СМИ мы коснёмся только вопросов, касающихся православных Старообрядчества и Новообрядчества. 

Как в своих интервью  Леонид Михайлович разъясняет свою позицию:

- по отношению к Русской Православной Церкви и Старообрядчеству;

 

- о наличии благодати в старообрядческой и новообрядческой Церквях;

- о роли Старообрядчества в истории Русской Православной Церкви;

- о наследии протопопа Аввакума;

- о своих и чужих ценностях;

- о том, что показали старообрядцы российскому обществу;

- о старообрядцах в лоне РПЦ;

- об объединении Старообрядческих согласий с Московским Патриархатом;

- о возможностях оказания влияния на постепенное возвращение Московского Патриархата к традициям Древлеправославной Церкви в наше время;

- о подлинном консерватизме;

- об отношении старообрядцев к капиталу;

- о задачах Старообрядчества  сегодня;

- о Благотворительном фонде имени святителя Григория Богослова.

Не со всеми выводами Леонида Михайловича "Православное Старообрядчество" согласно, но многое из сказанного Л.Севастьяновым достойно внимательного и уважительного и  рассмотрения.

Итак, вот что он сказал…



О себе:

Я родился в 1978 году в Ростове-на-Дону в старообрядческой семье Белокриницкого согласия. Являюсь потомственным казаком. Мой дед служил еще в охране последнего русского царя. Когда я рассказываю об этом, многие начинают сомневаться, возможно ли такое: ведь царская Россия – это такая далекая история. Но дело в том, что разница между мной и дедом – 105 лет, а между мной и отцом – 50 лет. Так что от дореволюционной России меня отделяют всего два поколения. И дед и отец были уставщиками старообрядческой общины в Ростове-на-Дону, а мой старший брат – сейчас священник и настоятель этой общины.

Закончив среднюю школу в родном Ростове, в возрасте 17 лет я по благословению главы Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Алимпия (Гусева) поступил в Московскую духовную семинарию. Там я познакомился с иеромонахом Иларионом (Алфеевым), который после учебы в Оксфорде преподавал в МДС. Встал вопрос, чем я буду заниматься после семинарии. По совету о. Илариона и по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла я продолжил учебу за границей.

Я изучал политическую философию в Папском Григорианском университете в Риме, а после этого – пиар и международные отношения в Джорджтаунском университете (США).

 

 Что для меня Старообрядческая Церковь:

Лично для меня старообрядчество по отношению к Русской Православной Церкви представляется тем же, чем была Русская Зарубежная Церковь по отношению к Московскому патриархату до подписания акта о каноническом общении в 2007 году. Формально это были разные Церкви, но фактически – одна.

 

 Является ли спасительной старообрядческая церковь?

 Если вы меня спросите, является ли спасительной старообрядческая церковь, прежде всего Белокриницкого согласия (в смысле, спасутся ли члены белокриницкого согласия, если они следуют всем евангельским заповедям, не делают абортов, рожают и воспитывают детей в любви к Богу и России), то я могу с точностью заверить: «Да, старообрядческая церковь является спасительной». 

 

 Есть ли благодать в новообрядческой церкви?

 Если вы спросите, есть ли благодать в новообрядческой церкви, то я тоже скажу: да. И здесь главное даже не то, что думаю я, а то, что думают наши предки. В этом смысле мое отношение к православной церкви тоже как к благодатной является следствием веры наших предков. Поясню. 


Понятно, что после раскола для многих встал вопрос: является ли благодатной церковью официальная церковь или нет. Те, кто посчитал, что она не является благодатной, последовали безпоповской логике — в том смысле, что если церковь не является благодатной, то ни о каком принятии духовенства из этой церкви речь не идет, потому как любой приходящий будет безблагодатным, соответственно, он не будет являться священником. 

 

Но основная часть, поповцы, последовали другой логике — они как раз верили в то, что православная церковь является благодатной, а значит хиротония из этой же церкви является действительной. Поэтому иерархия в старообрядчестве не была упразднена, прежде всего, следуя благодатности православной церкви.

Если посмотреть на поведение самого протопопа Аввакума: после Даурии он служил, выражаясь современным языком, в никонианской церкви в Боровске; также он общался с никонианами перед тем, как был осужден. Протопоп Аввакум не прерывал отношений с греками, несмотря на то, что они крестились тремя перстами и уже следовали новым богослужебным традициям. Соответственно, вера в то, что господствующая церковь (выражаясь современным языком — РПЦ МП) есть церковь благодатная, — это вера не только наших отцов, но и главный аргумент в сохранении церковной иерархии…



О роли Старообрядчества в русской церковной истории:

Я убежден, что в тот период отечественной истории, когда старообрядчество зародилось и развивалось, оно было просто необходимо, причем не только для Церкви, но и для всего государства. В середине XVII века в истории России произошли страшные надломы: власть пыталась подчинить себе все сферы человеческой жизни, начиная от социальной и кончая религиозной.

Церковь подчинена государству и не противостоит этим процессам, и единственной оппозицией моральному беспределу со стороны государства остается старообрядческое движение.

Помимо этого положительная роль старообрядчества заключалась в том, что оно стояло в оппозиции к процессам секуляризации внутри самой Церкви. А именно в этот период в церковную жизнь было привнесено слишком много светского: это и отмена патриаршества, и обмирщение в области церковной культуры, церковной жизни.

Я считаю, что только благодаря старообрядчеству мы не стали лютеранами во времена Петра, только благодаря старообрядчеству вернулось патриаршество на Русь и происходит возврат к древним традициям, включая иконопись и какие-то литургические особенности. И в этом смысле старообрядчество многого добилось. То, что протопоп Аввакум хотел сказать, он это воплотил, то есть сдвинул православную Церковь от присоединения к Священной Римской империи, вернул в византийскую плоскость.

Кстати, сам факт, что старообрядцы, восстановив в XIX веке иерархию, не выбирали себе Патриарха, указывает на то, что они считали себя частью Русской Православной Церкви. Они никогда не позиционировали себя как отдельная поместная Церковь.

Помимо этого, старообрядцы оказали огромное влияние на возврат к древней канонической культуре, к таким понятиям как соборность, общинность – ведь это, в первую очередь, старообрядческие понятия. И старообрядческий приход – это, прежде всего, община. У старообрядцев никогда не было такого разрыва между духовенством и мирянами, какой был в новообрядческой Церкви.

Духовная миссия старообрядчества заключалась в том, чтобы не дать Церкви пойти по пути полного подчинения государству, как это случилось, например, с церковью англиканской. Я уверен, что именно старообрядцы стали преградой на пути таких попыток со стороны государства. Пусть с процентном отношении их было не так много – от 10 до 20% населения Российской империи. Но эта была очень влиятельная часть общества, и она смогла стать серьезной оппозицией на пути дальнейшей секуляризации.

 

Об отношении Старообрядчества к господствующей Церкви:

Формально оно было вне Церкви – но ведь у него и не было такой возможности из-за агрессивного давления со стороны государства. Перечитайте житие протопопа Аввакума: он оставался внутри Церкви, но служил по своим обрядам. И лишь когда ему это запретили, он пошел на разрыв.

Старообрядцы не хотели сами уходить из Церкви – они хотели оставаться в ней и оказывать изнутри консервативное влияние.

Старообрядчество – это оппозиционная сила в православной Церкви. Я считаю и старообрядчество, и православие единой Церковью, но эта небольшая дистанция полезна для того, чтобы иметь возможность влиять положительно.

 

О наследии Аввакума

 Я глубоко убежден, что наследие протопопа Аввакума до сих пор остается непонятым в России. Многие – наверное, большинство – считает, что Аввакум и его последователи боролись лишь за обряд, за двуперстие и так далее. Но на самом деле послание Аввакума гораздо глубже: он учил, что христианство можно постичь только через призму своей собственной культуры. Не через Иерусалим, не через Афины, не через Вашингтон, а именно через свою, русскую культуру, через родные тебе культурные категории, через свой язык. Бога можно и нужно найти в той культуре, в которой ты вырос, – вот в чем заключается послание Аввакума, до сих пор не понятое и не осознанное современными христианами.

Что такое старообрядчество? ...два перста или три перста, сугубая аллилуйя или трегубая аллилуйя были всего лишь символами, как, допустим, красная звезда или свастика, за ними стояла идеология Москвы – Третьего Рима. О чем говорила эта идеология? Что после падения Константинополя божественная шахина перенесена на Русь, то есть центром является Москва. ..

Протопоп Аввакум был глашатаем Русского мира. И опять же, не мы это выбрали, не мы это попытались сделать, все это Бог так сделал, мы покоряемся Его воле... Не знаю, по каким причинам, но в данном случае Бог выбрал, чтобы Москва была Третьим Римом и скрепляющим моментом для всех православных. И протопоп Аввакум говорил об этом. И старообрядчество позиционировалось как главная оппозиционная сила в синодальной Церкви, никонианской в тот момент.

 

 О своих и чужих ценностях

 Одна из причин кризиса, охватившего нашу культуру, как раз и заключается в том, что мы постоянно ориентировались на чужие ценности и пренебрегали своими собственными. Мы всегда ищем первоисточник где-то далеко, вне своей традиции. А для Аввакума Христос родился не в Вифлееме, а у тебя дома, в твоем сердце, в доме твоего соседа. Для него главной святыней являлись Московский Кремль, Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры, а не чуждоязычные святыни. К сожалению, это послание Аввакума не слышат и многие старообрядцы: они замыкаются в себе, концентрируются только на обряде. Уверен, что они должны выйти за узкие рамки, в которых сейчас находятся, и засвидетельствовать всей России, что такое истинная верность культуре.

 

 Что показали старообрядцы российскому обществу:

Старообрядчество смогло на собственном примере показать, что верность традициям и любовь к родине ни в коей мере не мешают развитию экономики, политики, культуры.

Может быть, многие этого не знают, но накануне революции 70-80% всего российского капитала было сконцентрировано в руках старообрядцев.

Именно старообрядцы в начале ХХ века были самыми настоящими двигателями культуры, социальных преобразований. Они строили театры, покровительствовали людям искусства.

 

О старообрядцах в лоне РПЦ

- Если бы я жил во времена протопопа Аввакума, я первый вместе с ним пошел бы на костер и ни одной буквы из того, что он сделал, не вычеркнул бы. Но если бы Аввакум жил в мои времена, он был бы вместе со мной и делал то, что делаю я.

 

Об объединении старообрядческих согласий с МП

 Я никогда не призывал к объединению церквей и тем более к объединению старообрядческих согласий с Московской Патриархией. С другой стороны, я хотел бы пояснить мое личное отношение к старообрядчеству и православной (новообрядческой) церкви. Я считаю, что мои взгляды не являются только моими, но полностью разделяются верой наших старообрядческих отцов. Поясню, что я имею в виду.

И староверы всех мастей: и беглопоповцы, и беспоповцы, – я не призываю к объединению какому-то, но они должны как можно ближе работать с православной Церковью.

 

 О возможностях оказания влияния на постепенное возвращение Московского Патриархата к традициям Древлеправославной Церкви в наше время.

Сейчас уже прошло то время, когда было то, против чего боролись староверы – против жуткой секуляризации, отката от своих традиций. Православная Церковь вернулась в свою колею – в колею Византии. Остаются какие-то нюансы, какие-то проблемы, и в этом смысле старообрядчество, находясь ближе к православию, к никонианской Церкви, может позитивно влиять. И я всегда говорю, что если бы протопоп Аввакум жил сейчас, то он работал бы со мной.

 

 О подлинном консерватизме.

Я бы сказал, что старообрядцы смогли наглядно показать, что подлинный консерватизм – это не «маразматизм».

Было бы глубокой ошибкой считать, что если человек является консерватором и патриотом, то он обречен на нищенское существование. Считать, что истинно верующий человек не должен думать о материальном благополучии, а посвящать свою жизнь исключительно молитве, – это псевдоправославный взгляд.

Давайте вспомним, какие заповеди дал Господь первым людям в Эдемском саду. Первая из них была: плодитесь и размножайтесь, а последующие можно сформулировать так: заботьтесь о саде, в котором вы живете. Человек должен возделывать и преображать ту землю, на которой он живет.

Пример старообрядчества красноречиво показывает, что идеи консерватизма конкурентны, что здоровый консерватизм напрямую связан с благосостоянием общества.

Каковы основные принципы консерватизма? Работай, не покладая рук, рожай детей, следи за их воспитанием, люби жену. Эти принципы очень просты, но ведут к успеху – не только социальному, но и духовному.

 

Об отношении старообрядцев к капиталу.

Еще бы я хотел сказать несколько слов об отношение старообрядцев к капиталу. Они всегда понимали его в первую очередь как ответственность.

Старообрядцы жили общинно, у них не было индивидуализма, зато было очень ярко выражено понятие общественной ответственности. Капитал для настоящего старообрядца был не средством удовлетворения своих похотей, а средством помочь своей общине.

Старообрядцы никогда не заключали контрактов, все решалось пожатием рук. Когда община видела талантливого молодого предпринимателя, она сама давала ему первоначальный капитал, зная, что он вернет и приумножит эти деньги.

Интересно, что в XIX веке, живя бок о бок со старообрядцами на территории современной Украины и Молдавии, их опыт во многом переняли евреи. Думаю, не будет преувеличением сказать, что без этого опыта еврейский народ мог бы не добиться таких успехов в создании своего государства – Израиля.

В последнее время приходится нередко слышать о том, что у евреев и старообрядцев – немало общего. Я согласен с этим тезисом. Достаточно вспомнить, что и те и другие в царской России были гонимым меньшинством, и их объединяла борьба за свои права, за отделение религиозных организаций от государства. Многие этого не знают, но первыми гражданами, которых обязали ходить по городу с клеймом, были именно старообрядцы.

 

О задачах Старообрядчества  сегодня.

Подводя итог, я хочу высказать мнение, что к 1917 году, когда произошел возврат к патриаршеству, старообрядчество во многом выполнило свою миссию по отношению к Русской Церкви. А сегодня его миссия заключается в том, чтобы оставаться внутри Церкви здоровым консервативным звеном. Истинные консерваторы должны вести себя не как бывший епископ Диомид, не как те, что кричит об опасности ИНН, а показывать пример здорового отношения к традициям.

Мой взгляд на старообрядчество именно такой: старообрядчество – это оппозиционная сила в православной Церкви. Я считаю и старообрядчество, и православие единой Церковью, но эта небольшая дистанция полезна для того, чтобы иметь возможность влиять положительно.

По моим собственным наблюдениям, сами старообрядцы – «коренные», а не вновь обратившиеся – постепенно все больше осмысляют это свое предназначение.

 

Но Вы не один такой?

- Нет, многие, я не хочу называть имена, но в старообрядчестве очень многие думают так же. И среди православных огромное количество даже моих друзей, которые думают так же.

 

 О Благотворительнном фонде имени святителя Григория Богослова.

Наш фонд был создан по благословению Святейшего Патриарха Кирилла вскоре после его избрания на Московский Патриарший престол. Наша главная задача– осмысление христианской миссии в современном мире.

Хотел бы сказать еще об одном направлении нашей деятельности, которое, может быть, кому-то покажется неожиданным. Это поддержка старообрядческих приходов – как тех, которые находятся в юрисдикции Московского патриархата, так и относящихся к Русской Православной Старообрядческой Церкви.

 

В статье использованы интервью:

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=115311"=115311 -1-я часть

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=115350"=115350 - 2-я часть

http://starove.ru/izbran/leonid-sevastyanov-partnery-katoliki-a-pomogaem-staroobryadtsam/

Составил:

Вячеслав Клементьев

07.10.2015

 

 

 




 
   Связанные ссылки
· Больше про Старообрядческие согласия
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Старообрядческие согласия:
Старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by