Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
12 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
7835080
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Первый старообрядческий приход в лоне Белорусской Православной Церкви

Православное Старообрядчество Белой Руси

Минский горисполкомом решением от «05» апреля 2007 года зарегистрировал первый старообрядческий приход в лоне Белорусского Экзархата Московского Патриархата.  

Старообрядческий приход в честь св. пророка Илии в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского Патриархата)   является правоприемником  Древлеправославной старообрядческой поморской общины, устав которой был зарегистрирован 4 июня 1998 года.




Первоначально приход именовался: «Религиозная община Древлеправославной  Поморской Церкви в г. Минске». 
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2002 года «О свободе совести и религиозных организациях» и в связи с выходом общины из состава Древлеправославной Поморской Церкви в РБ решением Минского городского исполнительного комитета от 04.10.2004 г. №2055 она была перерегистрирована как «Религиозная  Древлеправославная старообрядческая поморская община в гор. Минске» и стала автономной.   

Собрание членов  Древлеправославной старообрядческой поморской общины 12.07.2005 года  приняло решение о вхождение общины в лоно Русской Православной Церкви и, в частности,  о вхождении в состав Белорусского Экзархата Московского Патриархата (Белорусской Православной Церкви).

 Фото Вячеслава Клементьева.

Встреча актива Древлеправославной старообрядческой поморской общины в г. Минске с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси – 12.04.2006г.

 

В связи с этим нашей общиной было подано прошение на имя Его Высокопреосвященства Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси о принятии в лоно Белорусской Православной Церкви на условиях единоверия.

 

Эти условия согласно Постановлению Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 г.г. определяют, что:

  1. «Единоверцы суть чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кои, с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления,  совершают церковные чинопоследования по Богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах, - при строгом сохранении древнерусского бытового уклада.

 

      2. Единоверческие приходы входят в состав православных епархий и управляются, по определению Собора, или по поручению правящего архиерея, особыми единоверческими епископами, зависимыми от епархиального архиерея.

      8.  Епархиальные архиереи имеют такое же архипастырское попечение о религиозной жизни единоверческих приходов, как и о приходах православных, при обозрении епархии посещают единоверческие приходы и служат в них по принятому в единоверческих церквах уставу… В приходах существуют Приходские Собрания и Советы на общих основаниях.

  

      9.  Все священнослужительские и церковнослужительские места в единоверческих приходах замещаются в общеустановленном порядке по выбору приходских общин с утверждения единоверческого епископа.

    12.  В единоверческих церквах и обителях должно строго сохранять древнее пение и древний чин службы; начальствующие обителей и причты церквей не должны допускать изменения древнего чина.

    14.  Перечисление единоверцев в православные приходы, равно как и православных в единоверческие приходы совершается беспрепятственно, так как употребляемые единоверцами книги и обряды тоже православны. Лица, переходящие из единоверческих приходов в православные и из православных в единоверческие не должны подвергаться стеснениям.

Примечание. В случае просьбы 4/5 полноправных прихожан, единоверческие приходы с храмами причисляются в православные и в них устанавливается Богослужение по чину, благословленному Собором 1667 года, и обратно – православные приходы перечисляются в ведение единоверческого епископа и в них совершается служба по старопечатным книгам.

    15. При браках, когда один из брачующихся единоверец, а другой православный, венчание совершается в единоверческой или православной церкви по взаимному соглашению.

 

Постановлением Синода Белорусского Экзархата Московского Патриархата от 06.02.2006 г. (журнал №95) община была принята в юрисдикцию Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского Патриархата) как  «Старообрядческий приход в честь святого пророка Илии в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского Патриархата)».       

08.11.2006 г. Экспертный Совет при Уполномоченном по делам религий и национальностей принял положительное решение о возможности регистрации общины «Старообрядческий приход в честь св.пр. Илии в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви».


Каковы были причины, подвигнувшие нас на этот шаг?
Согласно учению Православной Церкви невидимая благодать Божия сообщается верующим в Таинствах, богоучрежденных священных действиях.
Объективная сторона Таинства заключается в том, чтобы Таинства были правильно совершены, то есть законным духовным лицом. В противном случае Таинства – недействительны. «…совершати Таинства никто же может разве святителей хиротонисанных, им же дана власть на сие от Господа Бога рукоположением наследников апостольских» (Большой  Катехизис).      

Особенностью поморского согласия в Старообрядчестве, к величайшему сожалению, является то, что оно не имеет трёхчинной иерархии, то есть священства вообще.
В службе поморские общины используют «Выговский Устав», который позволяет мирянину, или монаху вести службу, исключая священнические возгласы и действия.
Используя исключения из правил при крещении и покаянии, допускающие «нужды смертной ради» совершение этих Таинств мирянином  (Номоканон, пр.253), из семи Таинств поморцы исполняют лишь два, оставляя, однако, новокрещаемого без миропомазания, а кающегося – без разрешения грехов.   


Наши предки (прежде всего, отцы Выговского общежительства братья Денисовы и иже с ними) ясно сознавали всю трагическую беспримерность состояния Православного Старообрядчества в то время. Однако оправдывали это горькоплачевное положение тем, что оно долго не продлится: вот-вот наступит второе славное Христово пришествие. Но Господь Бог, по неизреченному долготерпению и милосердию Своему, даровал миру ещё быти.

И, лишённые промыслом Божьим полноты церковных Таинств, наши предки скорбели, молились, горячо желали Причастия Небесного.

За время, разделяющее нас от тех событий, среди поморских старообрядцев возникли новые теории о пришествии духовного антихриста, отсутствии на земле православной иерархии и, как следствие, невозможности причастия «в приемлемом для истинных христиан виде».     

Совещание руководителей центральных органов и общин ДПЦ России, Белоруссии, Латвии и Литвы 8 июня 2001 г. приняло постановление, согласно которому следует считать «поиски благочестивого священства... исчерпанными». (Календарь ДПЦ на 2002. М., 2002. С. 3), что придало ранее существовавшему у поморцев тезису о возможности спасения без полноты церковных таинств значение вероучительной доктрины.

Меры противодействия попыткам обрести священство обсуждались на ряде совещаний поморцев, в частности на совещании духовных центров ДПЦ 7 июля 2002 г. в С.-Петербурге.

 4-5 мая 2006 г. в С.-Петербурге состоялся 3-й Всероссийский собор. Собор выразил протест в связи с попытками поиска священства, которые предпринимались некоторыми общинами ДПЦ, и утвердил мнение об исчерпанности поисков «благочестивого священства». 

Аналогичные соборы с подобными выводами и решениями проходили и в странах ближнего зарубежья.

После таких решений ряда центральных органов ДПЦ стало совершенно  ясно,что разговор о восстановлении полноты церковных Таинств в масштабе Поморской Церкви не имеет смысла. Но это возможно в отдельно взятой автономной общине.

Нам предстояло ответить на вопросы: 
Откуда возникли утверждения об отсутствии на земле православной иерархии и, как следствие, невозможности причастия «в приемлемом для истинных христиан виде?                                                                                                                                От слов Божественного Писания, или  собственной дерзости в суждениях и «негодных же и бабьих басней» (1Тим.4,17)?            
Возможно ли восстановление полноты церковных Таинств и, разумеется, священства в нашей общине?
Если да, то от кого мы могли бы принять священство?   

 

Откуда возникло учение «о духовном антихристе»?

«Учение о "духовном антихристе", которого не имелось в ясно изложенном виде в православно-христианской мысли прошлого и было подробно обосновано в старообрядческих беспоповских сочинениях XVIII века, служило для некоторых ученых одним из свидетельств присутствия рационалистического элемента в мышлении староверов (курсив мой – В.К.). Отметим, что рационализм в данном случае понимается как отказ от авторитетного предания в пользу самостоятельных, подкрепленных только логической аргументацией, суждений». (М.Шахов).

 

 Как относились отцы  Староверия к Православию?   

Староверие никогда не отделялось от Православной Церкви и всегда было и остаётся её неотъемлемой частью. Мы «…православни бехом, православни есмы и впредь православни бысть у Господа просим» («Поморские ответы», отв. 100).      

Считали ли отцы Староверия себя «последними остальцами благочестия»?
    
В «Письме к двум девам» протопоп Аввакум писал: «Как-то так дерзко глаголют…только и святых, что бытто одни мы, а то все погибли! Миленькие батюшки, добро поревновать по Бозе, да надо знать ей меру».
В доктрине поморского Староверия, выраженной в «Поморских ответах», которые были написаны в 1723г. небольшой группой старцев во главе с  Андреем Денисовым и состояли из 106 ответов на вопросы синодального миссионера Неофита, сказано: «Обаче опасаемся и глаголати и помышляти, яко мы едини есмы.» (Отв. на вопросы 98 и 101).    

Как относились отцы поморского Староверия к Русской Церкви, Таинствам и священству?
    
Обратимся к мнению протопопаАввакума: «А то воззвони во уши твои, супостат, священство упраздняешь, да и таинство, люторски и кальвински …Понеже ни сам диавол упразнити может священства, нежели антихрист с чадию. Рече учеником своим Владыка: «Аз есмь с вами до скончания века.Аминь».        

В предисловии к своим ответам отцы заявили, что не отвергают иерархическое достоинство Русской Церкви: «Приобщения нынешния российския Церкви опасаемся не церковных собраний гнушающееся, не священныя саны отметающее, не тайнодейств церковных ненавидяще, но новин от никоновских времён нововнесенных опасаемся». «Суда же на ню, или порицания собою наносити опасаемся» (Отв.48).
То есть однозначно дали понять, что они признают полноту древлецерковных Таинств, признают священство, но… Таинства эти должны совершаться священником по старому, дониконовскому чину. 
Отвечая на вопрос о крещении, протопопАввакум пишет: «По старому служебнику и новоставленной кои, аще в нем дух не противен, да крестит ребёнка». (Послание «горемыкам миленьким»). Здесь же о поминовении усопших: «Поминайте покойников, как и по-новому причащены: разберет Христе какая в нем совесть была».   

Как относились   отцы Староверия к таинству таинств – Причастию?
    
Протопоп Аввакум: «…о священстве и о Причастии не по разуму мудрствуйте. Глаголете: упразднение. Не бойтеся, светы, и по антихристу не упразднится Тело Христово, составляемо быти до скончания века… А иже от Причастия себя отлучают… и я того не похваляю» (Письмо двум девам).      

Таким образом
, анализ трудов отцов Староверия протопопа Аввакума и авторов «Поморских ответов» братьев Денисовых дали нам основание утверждать, что теории, возникшие в среде  старообрядцев-беспоповцев в 18 в. и получившие дальнейшее развитие в 19-20 в.в.,  являются ошибочными и были продиктованы исключительно условиями времени их создания.  Более того, они противоречат Священному Писанию и отцам Вселенского Православия.      

Отправной точкой этих умозаключений стали слова Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, сказавшего: «…ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её;…» (Мф.16,18). А также труды св. Поликарпа и блаж. Иеронима, утверждения которых  о невозможности существования Церкви без священства были обобщены в предисловии к Большому Катехизису: « Идеже нет священников, тамо ниже христианству возможно быти».   

Да, наши предки вынуждены были последние 300 лет жить без священства, но предыдущие поколения в течение семи столетий имели священство. Поэтому мы сегодня говорим не о введении, а о восстановлении священства и, следовательно, полноты церковных Таинств в среде поморских старообрядцев.       

Мы также внимательно проанализировали современную ситуацию как в самом Старообрядчестве, так и во взаимоотношениях его с Русской Православной Церковью (МП).  Ознакомились с деяниями Поместных Соборов РПЦ 1917-18г.г., 1971г., Архиерейского Собора 2004г. в части, касающейся взаимоотношений со Старообрядчеством. Господь привёл нас к выводу о том, что при единстве догматов веры и православного исповедания, чинопоследовательные различия не могут и не должны быть препятствием к церковному единству. И, в частности, нашему единству с Русской Православной Церковью. 

 Ещё раз вчитаемся в богодухновенные слова Поместного Собора РПЦ 1971 года: 

«Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех, свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру…».

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988 года вновь подтвердил это деяние и в обращении «ко всем держащимся старых обрядов православно верующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом» именовал их «единокровными и единоверными братьями и сестрами».

Почему мы не выбрали для восстановления священства Русскую Православную Старообрядческую Церковь, или Русскую Древлеправославную Церковь? А дело в том, что они не приемлют друг друга. И каждое из этих двух старообрядческих согласий, имеющих священство, считает себя единственным законным преемником дораскольной Русской Церкви. Отсутствие любви даже к своим единоверным братьям, придерживающимся иного упования, а, вследствие этого, и единства между старообрядцами («белокриницкие», «новозыбковские», беспоповцы разных толков и пр.) видно даже самому беспристратному наблюдателю. Поэтому, приняв священство у одного из них, мы вынуждены были бы признать его исключительность. С чем мы совершенно не согласны. К тому же мы содействовали бы дальнейшему углублению раскола, кровоточащая рана которого на теле Русского Православия отдаётся болью в душе каждого члена нашей общины. И, кроме того, углублению раздора между старообрядческими упованиями, приемлющими священство, но не приемлющими друг друга.

Что же касается РПЦ (МП)
, то мы думаем, что именно сегодня сложилась (конечно же не сама по себе) ситуация, когда православные старообрядцы могут уповать на спасение, придерживаясь старых обрядов и в лоне Русской Православной Церкви.   

Да, есть много нестроений в самой РПЦ. Мы их видим, мы о них знаем. Но когда в Церкви Христовой, к величайшему сожалению, было так, как в Царствии Небесном?

Поморские отцы учили нас «…не прочие судити, но свое спасение соблюдати, и от Господа Бога просити мир вселенней даровати и душам нашим велию милость» («Поморские ответы». Ответ 52)

Мы обратились к Белорусскому Экзархату Московского Патриархата потому, что, осознав бесплодность поиска виновных  в глубине веков, вместе с тем осознаём свою личную вину за бездеятельность (а хуже – за усугубление ситуации) в деле уврачевания этой жуткой раны. Ибо мы знаем по слову свт. Иоанна Златоуста, что «Ничто так не противно Богу, как разделения в Церкви».

Мы видим нашу общину в лоне Московского Патриархата как органическую часть Белорусской Православной Церкви, по мере возможности участвующую в общецерковной жизни и открытую для всех чад Православной Церкви при уважении и соблюдении ими принятого у нас богослужебного порядка и древнерусских традиций.

 

Кто-то скажет: «А как же гонения, пролитая кровь и гари! Что же всё простить?».
Безусловно, искреннее покаяние Русской Православной Церкви пролилось бы елеем на рану раскола, но «будем не Богу только говорить: «Не помяни согрешений наших», но и самому себе пусть каждый говорит: «Да не помянем согрешений братий наших против нас» (свт. Иоанн Златоуст).

Почему наш приход называется православным старообрядческим, а не единоверческим?
Мы категорически не согласны с термином «единоверие» в современных условиях. Сегодня, в отличие от времени учреждения «единоверия», клятвы на старые обряды и на придерживающихся их православных христиан Поместным Собором 1971 года торжественно упразднены и вменены яко не бывшие; отвергнуты все порицательные выражения, относящиеся к старым обрядам.
Такие соборные решения, неоднократно затем подтвержденные не только соответствующими постановлениями Св. Синода, но и последующими Соборами (1988,2004), придают факту существования в лоне Русской Православной Церкви приходов старого обряда совершенно иной смысл, чем заложенный в прежнем единоверии.

Сегодня невозможно отрицать, что единоверие изначально задумывалось как средство спасения «немощных» в надежде, что «единоверцы Богом просветятся и ни в чём в не разнящееся с Церковью придут согласие (митр. Платон). В сознании церковной иерархии прежнего времени древний русский церковный обряд оставался духовно ущербным и допустимым лишь по нисхождению к народному «невежеству» (о. Иоанн Миролюбов).

«…из-за отсутствия твёрдого канонического статуса старообрядческих общин внутри Русской Православной Церкви, а также авторитарных методов воздействия на старообрядцев со стороны государственной власти России, пытавшейся через единоверие решить проблему ликвидации старообрядческого раскола, в сознании старообрядцев само наименование «единоверие» получило отрицательную смысловую нагрузку» (митр. Смоленский и Калининградский Кирилл, конференция, посвящённая 200-летию Единоверия).



 Немного из истории общины.

Следует сказать, что в самом Минске в довоенные годы старообрядцев были единицы. Хотя в окрестностях имелись довольно многочисленные общины. Прежде всего, Борисовская. В послевоенные годы количество старообрядцев в самом Минске начало быстро расти за счет переехавших на постоянное место жительства из разных мест Белоруссии, России, Латвии и Литвы. Молиться ездили в основном в Борисов и Вильнюс.

С начала 90-х годов особо активными молитвенниками начались поиски людей Старой Веры. Первыми «собирателями» общины стали Кочнева Парасковия Кузьминична и Сергеева Капитолина Кондратьевна, на квартире которой и проходили первые службы.

В организации общины принимали активное участие старообрядцы соседних мест. Например, Устав общины разрабатывали настоятели Иван Рыбаков из Борисова, Анания Китов из Бобруйска и Вячеслав Клементьев из с. Кублищино Витебской области. Ведь речь о возможном создании общины в Минске шла еще во время их совместного обучения в духовном училище в Риге.

Устав «Религиозной общины Древлеправославной Поморской Церкви в г. Минске» был зарегистрирован 4 июня 1998 года Минским городским исполнительным комитетом, решение № 619.

Первым исполняющим обязанности наставника общины был Бородкин Василий Андреевич. С сентября 1999 года эти обязанности стал исполнять Клементьев Вячеслав Евгеньевич.
Первым председателем Совета общины был Белов Александр Николаевич, который в марте 2000 года был освобожден от этой должности по собственному желанию и исполнял обязанности заместителя председателя. Председателем был избран Вячеслав Клементьев.

24 марта 2002 года Собрание членов общины обратилось с письмом к Собору Древлеправославной Поморской Церкви в Республике Беларусь, в котором призвало к восстановлению в Поморской Церкви полноты древлеправославных церковных таинств. «Мы хотим вернуть то, чем обладали наши предки 1000 лет назад, и в последующие 700 лет до раскола».
15 мая 2002 года Центральный Совет ДПЦ в Беларуси ответил безуспешной попыткой переворота в общине с целью сменить руководство общины, предпринятой председателем ЦС Петром Орловым, а также бывшим председателем совета общины Александром Беловым.

Первое Таинство Миропомазания и Евхаристии  было совершено в общине 21 апреля 2002 года  отцом Петром Чубаровым, настоятелем Прихода единоверческого Николо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге. Последние годы, по благословении Первосвященства БПЦ духовное окормление общины осуществляет настоятель единоверческого Храма святителя Николы в Студенцах (Москва) игумен отец Петр(Васильев).                                                                                             

5 октября 2002г. по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего  Экзарха  Всея Белой Руси Филарета  впервые был отслужен  молебен по старому чину у мощей прп. Евфросинии Полоцкой в Свято-Евфросиниевском монастыре Полоцкой епархии. 

В том же 2002 году, 9 мая, клирошанами общины была отпета вселенская панихида в парке-усадьбе Лошица у памятника партизанам и советским воинам, погибшим при освобождении Минска, ставшая тоже традиционной.  

Мы очень благодарны настоятелю прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" протоиерею Игорю Коростелёву и сотрудникам приходской типографии за то, что нам была оказана неоценимая помощь в издательстве первого на земле Белой Руси Старообрядческого журнала "Благовестъ" (2000-2001гг.), ибо все выпуски этого издания были набраны и отпечатаны в типографии этого прихода.

В октябре 2007 и 2011-х гг. Совет общины по благословению высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и Слуцкого Филарета и при содействии настоятеля прихода Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Игоря Коростелева провёл конференцию «Cтарообрядцы в лоне Русской Православной Церкви: вчера, сегодня, завтра», с участием представителей Прибалтики, Беларуси и России, в ходе которой было высказано предложение обратиться к церковноначалию с просьбой о воссоздании единоверческого епископата, который был учрежден на соборе 1917-1918 гг.

Сегодня мы молим Господа о помощи в построении небольшого Старообрядческого Храма во имя св. пророка Илии, который станет центром Православного Старообрядчества на земле Белой Руси, местом изучения и восстановления традиций и канонов (в том числе знаменного пения), дониконовского православного богослужения. Этот комплекс будет располагаться в гор. Минске по ул. Маяковского (район р. Лошица).

Мы обращаемся к вам, дорогие братья и сестры, с призывом объединить наши усилия в этом истинно душеспасительном деле. Мы призываем забыть прошлые личные обиды и недоразумения (если таковые были). И, по слову Митрополита Антония (Храповицкого):

 «Пусть в единой Церкви Христовой любители старых чинов и старых книг составят единое Братство православных старообрядцев…».

«Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Исуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви».(2Ин. 1,3).


С братской о Христе любовью и до встречи на странице «Православное Старообрядчество Белой Руси»:    https://www.facebook.com/edinoslavie/

председатель приходского совета                         Вячеслав Клементьев.
2007 - 2017г.г.                      г. Минск




 
   Связанные ссылки
· Больше про Православное Старообрядчество Белой Руси
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Православное Старообрядчество Белой Руси:
Поморское Старообрядчество Беларуси в 2006г. Взгляд со стороны.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by