Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
33 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8182132
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Только старообрядческая идеология может дать русским суверенную идентичность

Самосознание и вера

Интервью директора Фонда святителя Григория Богослова, помощника председателя ОВЦС МП Леонида Севастьянова

 

Картинки по запросу Леонид Севастьянов



   
 

«Портал-Credo.Ru»: Стала ли для Вас неожиданной негативная реакция руководства РПЦ МП на Вашу инициативу о поставлении в этой Церкви единоверческого (старообрядного) епископа?

Леонид Севастьянов: Я не критикую Патриарха и митрополита Илариона, они смотрят со своих профессиональных перспектив. Может, напротив, мой взгляд кто-то осуждает.

Вы, к примеру, считаете, что главная причина, по которой не хотят поставлять единоверческого епископа, это возможность клирикам РПЦ МП уходить в ставропигию через единоверие. А я считаю, что это невозможный вариант, учитывая особенности старообрядчества как подвига еще более сложного, чем пребывание под "гнетом" или послушанием епископа. Человек в единоверии должен жить по суровому уставу, иначе его сразу разоблачат, что он не настоящий единоверец.

Поставление старообрядного епископа – это такое же решение Поместного Собора 1917-18 гг., как восстановление патриаршества. Оно пересмотру не подлежит. Вокруг идеи патриаршества вся РПЦ объединена, эта идентификационная идея. А если посмотреть деяния Собора, то вопросу установления единоверческого епископата там уделялось почти такое же внимание, как вопросу восстановления патриаршества. Также важно, что решение вопроса о единоверческих епископах состоялось после восстановления патриаршества, в этом акте участвовали святой Патриарх Тихон и сонм Новомучеников. Хотя я отношусь к старообрядческой традиции, для меня Собор 1917-18 годов имеет не меньшее значение, чем Первый Вселенский. Потому что Вселенский Собор – где-то там, в далекой истории, в византийско-эллинской культуре, а Собор 1917-18 гг. – русский, близкий нам по времени.

- Если Вы принадлежите к старообрядческой традиции, какая Вам разница, будет в РПЦ МП единоверческий епископ или нет?

- Мои взгляды намного шире. Я не мыслю Церковь в категориях одной структуры. Если мы искренне рассмотрим первое монашество, то увидим, что это были – с точки зрения современных экклесиологических представлений – практически раскольнические общества. Даже в своем лексиконе они часто были жестче, чем староверы. Они призывали не общаться с епископами. А для нас сейчас это отцы-основатели. А возьмите «структурное мышление» преподобного Сергия. Человек просто шел и создавал монастырь. Спрашивал ли чье-то мнение? – Наверное, нет. При этом он столп Русской Церкви. Поэтому нельзя смотреть на феномен старообрядчества глазами Победоносцева, даже глазами митрополита Филарета (Дроздова) или Димитрия Ростовского. У старообрядцев была та же динамика, что и у первого монашества: в процессе секуляризации Церкви люди ищут формы сохранения религиозности. Эти формы могут быть совершенно разными, непохожими на предыдущие – и монашество не было ни на что похоже. Но в истории формы могут меняться.

- Что принципиально изменится в РПЦ МП с появлением единоверческого епископа?

- Есть три аспекта ответа на этот вопрос.

Первый. Если РПЦ МП реально ведет диалог со старообрядчеством, то она должна создать модель и показать, какое место будет у старообрядцев, если произойдет воссоединение. Это должно быть гарантировано каноническим правом РПЦ МП: что есть старообрядный епископ, что он викарий Патриарха, что он управляет всеми старообрядными приходами. И если будет существовать такая модель единоверия, то старообрядцам будет понятно, о чем идет речь в диалоге о сближении. А сейчас это непонятно. У староверов нет доверия: если вы не можете сделать епископа для своих единоверцев, то что вы потом сделаете с нами в случае соединения? Если мы хотим диалога, мы должны создать минимодель для староверов внутри РПЦ МП.

Второй аспект. Я вижу опасность гигантского кризиса идентичности, если от Москвы отделится Украинская Церковь. Ведь в эпоху Романовых вся символика Русской Церкви выносилась за пределы России. У нас есть Иерусалим с Благодатным огнем, про который в любой момент могут сказать, что для русских он не сошел, Афон, находящийся в стране НАТО, и Киев. Если же перенести акцент на Успенский собор в Кремле, Троице-Сергиеву лавру, Ростов Великий, Великий Новгород и другие российские святыни, то выстроится вся идеология старообрядчества, она станет совершенно всем понятна. Никонианская идеология вся была завязана на необходимости присоединения Украины, стран греческого мира и т.п. Она совершенно понятна в контексте экспансии царей. Но сейчас мир совершенно изменился. Старообрядческая идеология важна потому, что она может дать суверенную идентичность. Старообрядцам безразлично, как молятся и что думают о нас в Киеве или Константинополе.

Я монархист, но у меня не имперская монархическая модель. Наша модель должна базироваться на идеологии Ивана Грозного: империя пала, Советский Союз, пал, но остается русское царство. Современная РФ примерно в тех границах осталась, какими были территориальные приобретения Ивана Грозного. А Иван Грозный – это старообрядчество, Стоглавый Собор, Московское царство, «Третий Рим». Авторитет суверенной традиции был так высок, что они могли сказать: «Вот, мы крестимся двумя перстами, значит и Христос так крестился».

И третий аспект. Сейчас развивается идея казачества, и я считаю, что казачество можно воцерковить только в парадигме единоверия. С одной стороны, казаки всегда были «оплотом раскола», а с другой стороны – старый русский обряд очень дисциплинирующий, воинский. В нем нет женского субмиссивного гормона, как, например, в партесном пении и вообще современной русской православной эстетике. Старый обряд – мобилизационный, и казак, если он себя мыслит воином Христовым, нуждается в другом гормоне, ему нужна эстетика старого обряда. Ему нужно знаменное унисонное пение и дисциплинорованная мужская молитва.

Беседовал Александр Солдатов,
«Портал-Credo.Ru»

09 марта 2018




 
   Связанные ссылки
· Больше про Самосознание и вера
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Самосознание и вера:
Что такое 8-е марта?


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by