ƒобро пожаловать на ѕ–ј¬ќ—Ћј¬Ќќ≈ —“ј–ќќЅ–яƒ„≈—“¬ќ!

   ћес€цеслов



   Ќавигаци€
· √лавна€
· јрхив новостей
· «аголовки новостей
· ѕоиск
· —амые 10
· —татистика сайта
· —траница пользовател€
· “емы сайта
· ‘орумы

   —колько на сайте
7 гостей и 0 пользователей.

¬ы јнонимный пользователь. ¬ы можете зарегистрироватьс€, нажав здесь.

   ¬сего хитов
ѕросмотрено
8107619
страниц сайта с ћарт 2006

   ЌјЎ» Ѕ–ј“№я

Ѕелорусска€ ѕравославна€ ÷ерковь



   —четчики
Rambler's Top100

   »нформер
Ќет содержани€ дл€ данного блока.

 ѕрошлое, насто€щее и будущее старого обр€да в –усской ѕравославной ÷еркви

—тарообр€дцы в лоне –ѕ÷

25 €нвар€ 2018 года в рамках XXVI ћеждународных –ождественских образовательных чтений в ћоскве, в храме ’риста —пасител€, состо€лась конференци€ «—тарый обр€д в жизни –усской ѕравославной ÷еркви: прошлое и насто€щее». —екци€ проходила под бессменным председательством митрополита Ќижегородского и јрзамасского √еорги€ (ƒанилова).  уратором и ведущим меропри€ти€ был секретарь  омиссии ћосковского ѕатриархата по делам старообр€дных приходов и по взаимодействию со старообр€дчеством протоиерей »оанн ћиролюбов.

Участники конференции «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее»

”частники конференции «—тарый обр€д в жизни –усской ѕравославной ÷еркви: прошлое и насто€щее»



Ќа семинаре дл€ св€щенников прозвучали лекции о. ћихаила ∆елтова по исторической литургике, преподавател€ ћосковской духовной академии и —ретенской духовной семинарии јлексе€  онстантиновича —ветозарского по истории церковного раскола. »звестна€ исследовательница истории –огожской слободы, доктор исторических наук ≈лена ћихайловна ёхименко поведала об истории подмосковного единовери€. —отрудник ќ¬÷— и преподаватель аспирантуры јндрей ёрьевич ’ошев прочитал лекцию на тему «ѕроблема церковного единства».

Ќа 4-й день семинара в послеобеденное врем€ в  расном зале храма ’риста —пасител€ в рамках –ождественских чтений прошла секци€ по старому обр€ду.

("ѕравославное —тарообр€дчество" предлагает вам ознакомитьс€ с тезисами некоторых из них. -¬. .).


«наменный распев — основа русского православного церковного пени€

 »ерей —ергий „иж, насто€тель храма преподобного —ерги€ –адонежского в пос. ѕавлово-на-Ќеве Ћенинградской области, выступил с докладом «Ќаучно-практическа€ де€тельность протоиере€ Ѕориса Ќиколаева в области богослужебного знаменного пени€».

ÐШерей Сергий Чиж

»ерей —ергий „иж

ѕротоиерей Ѕорис Ќиколаев родилс€ в 1915 году в ѕскове. ќтца будущего св€щенника убили в годы гражданской войны в собственном доме. ќтец Ѕорис от рождени€ имел слабое здоровье и очень плохое зрение. Ѕорис служил псаломщиком в разных псковских храмах. ѕосле женитьбы прин€л диаконский сан. —пуст€ некоторое врем€ он был арестован по вымышленному делу и осужден на 6 лет лагерей. ѕосле освобождени€ был рукоположен во св€щенника и назначен насто€телем ¬веденского храма в селе ћалые “олбицы под ѕсковом, где прослужил много лет. «атем стал духовником Ѕогородице-–ождественской обители. ѕри нем монастырь благоукрашаетс€. ѕротоиерей Ѕорис умер в 2005 году, в возрасте 90 лет, был погребен в монастырской часовне-усыпальнице. ѕротоиерей Ѕорис большое внимание удел€л знаменному распеву, занима€сь его изучением и попул€ризацией, в чем даже получил одобрение патриарха јлекси€ II. ≈го труды, в том числе магистерска€ диссертаци€ ««наменный распев и крюкова€ нотаци€ как основа русского православного церковного пени€», пролежали много лет под спудом.                                                                           

ѕротоиерей Ѕорис отмечал, что после войны по€вилось сильное т€готение к старине. ќн утверждал, что других, кроме знаменного распева, осмогласий нет, осмогласием владеет только знаменный распев. ќтец Ѕорис говорил, что православное богослужение не нуждаетс€ ни в золотых куполах, ни в богатом убранстве, ни в богатых облачени€х, ни тем более в каких-то реформах. «Ќаши духовные израненные брать€-старообр€дцы ценой нечеловеческих усилий сумели сохранить очень многое из дораскольного церковного богатства наших благочестивых предков. «ачем изобретать что-то новое или разыскивать старое, непроверенное временем? „то мешает воспользоватьс€ опытом людей, которые уже прошли это? ќни же наши брать€! «ачем дальше усугубл€ть эти все противосто€ни€?», — процитировал протоиере€ Ѕориса Ќиколаева докладчик. ѕо словам отца Ѕориса, враг рода человеческого ударил в самое сердце православи€ — в знаменное осмогласие. ¬ новообр€дческой практике уже поют в унисон, «турецкой метроритмической традицией» или даже с «сатанинским бесстрастием», как на ¬алааме. ѕротоиерей Ѕорис неоднократно указывал на непрофессиональное пение, упразднение антифонов, клиросов, по€вление передних и задних клиросов, верхних и нижних. « рюк создан дл€ точного выражени€ слова, это богословие в звуке, он раскрывает внутреннее содержание смысла», — процитировал протоиере€ Ѕориса Ќиколаева докладчик. «„тобы разумно петь знаменное, надо жить знаменно», — говорил отец Ѕорис.

 

—оборы 1666-1667 гг. — это своего рода процесс инквизиции

 ѕротоиерей »оанн ћиролюбов, руководитель ѕатриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, выступил с докладом «  вопросу о материалах де€ний Ѕольшого ћосковского —обора 1666-1667 гг.».

Картинки по запросу ÐШерей ÐШоанн Миролюбов

 ѕротоиерей »оанн ћиролюбов

¬ прошедшем году был печальный юбилей — 350 лет Ѕольшому ћосковскому —обору. ѕротоиерей »оанн отметил, что ни одно научное светское сообщество на это никак не ответило. ќднако —в€то-‘иларетовский институт провел конференцию «—оборы 1666-1667 гг. и их последстви€ дл€ русской церковной жизни». Ѕыли интересные ученые и интересные дискуссии, участвовали и старообр€дцы. ¬ основном обсуждали последстви€, которые имели катастрофическое значение дл€ русской церковной жизни.

Ќо что нам известно о —оборах? „то мы перед собой имеем? ¬ православной энциклопедии о —оборах представлена минимальна€ информаци€. ќтец »оанн сказал, что —обор не изучен вообще. ≈го значение и статус неизвестно. ѕримерна€ повестка —обора известна, а значение и статус нет. »дут споры: был ли это один —обор или два разных по составу и по силе своих решений.  акие источники о —оборе нам известны, сохранились ли какие-то акты де€ний —оборов?  акие-то де€ни€ есть, но соответствуют ли они тому, что там происходило? ѕодписи там далеко не на всех страницах, есть целый р€д представителей, чьи подписи поддельные.

ћатериалы —оборов опубликованы профессором —убботиным в конце XIX века. ≈сть материалы, которые были опубликованы братством св. ѕетра митрополита в 1893 году. ≈диноверцы ѕетербурга издали материал о —оборах 1666-1667 гг. Ќо это не документы —обора. ќт самого —обора сохранились, прежде всего, записи —имеона ѕолоцкого, которому было поручено «соорудить» материалы —обора.

¬торой источник — сборник —оборных де€ний, который находитс€ в библиотеке в  иеве. —борник содержит массу пробелов, неточностей, отсутствуют подписи участников. “о есть это исторический материал. ƒва патриарха — јлександрийский ѕаисий и јнтиохийский ћакарий, один подписывалс€ по-гречески, другой — по-арабски, русского €зыка они не знали, им переводил все тот же —имеон ѕолоцкий. ћы знаем, что так называемый √азский митрополит ѕаисий Ћигарид не был никаким митрополитом, это церковный авантюрист. ƒело Ќикона — одно из самых главных дел, которое рассматривал —обор. ƒело было засекречено, в де€ни€х его не было. ¬ конце XIX века оно было опубликовано, его удалось найти в —инодальной библиотеке.

ѕо сути, происходила сери€ судебных заседаний, а не —обор. ќтсутствие подписей некоторых участников или только их факсимиле; подписка по требованию цар€ русскими архиере€ми о том, что они поддерживают ѕостановлени€ —обора 1654-го года, утвердившего реформу Ќикона; свободное изложение хода —обора латиницей на польско-русской мове членом ќрдена василиан —имеоном ѕолоцким заставл€ет задуматьс€ о сомнительности так называемого —обора и его решений. —ейчас возникают вопросы: что на самом деле это было — по содержанию, по участникам, по процедуре? —воего рода процесс инквизиции — это не —обор. ј источники нуждаютс€ в глубоком изучении и осмыслении.
 

 

 Ѕезуспешное насаждение единовери€ на ¬итебской земле

»ерей —ергий ≈фременко, насто€тель храма св. равноапостольной царицы ≈лены в пос.  ировском г. ¬итебска, выступил с докладом «¬озникновение единовери€ на ¬итебской земле».

¬ 1802 году, в момент своего образовани€, ¬итебска€ губерни€ делилась на 12 уездов. ѕервые сведени€ о старообр€дцах на белорусской земле относ€тс€ ко второй половине XVII века. ѕо€вление защитников старого обр€да св€зано с обострением классовых противоречий в русском государстве в XVII веке и с церковной реформой. ѕереселение заграницу в –ечь ѕосполитую давало старообр€дцам возможность сохранить старые обр€ды и имущество, потому что здесь их не считали еретиками и не подвергали гонени€м. ¬ конце 20-х годов XIX века число старообр€дцев увеличилось. »ерей —ергий отметил, что старообр€дцы в большинстве своем были трудолюбивыми, старательными и деловыми. ќбщины старообр€дцев на белорусской земле расшир€лись и по причине перехода новообр€дцев в раскол. Ѕеглые кресть€не и доведенные до нищеты горожане искали поддержки у богатых старообр€дцев, которые пр€тали беглых и помогали им, чтобы иметь дешевую рабочую силу.

 ¬ 1840 году в ¬итебской губернии проживало 38425 старообр€дцев, в 1841 году в губернии насчитывалось 19 старообр€дческих культовых строений. ¬ 1852 году в ¬итебской губернии секретный совещательный комитет разработал рекомендации о переводе старообр€дцев в единоверие. Ѕыло прин€то постановление о закрытии р€да старообр€дческих молелен. ѕровести обыск у старообр€дцев, отобрать все, что говорит об их принадлежности к расколу. —огласно постановлению комитета в ѕолоцке планировалось открыть единоверческую церковь. ѕервые единоверческие приходы по€вились в царствование Ќикола€ I. Ќесмотр€ на то, что на пропаганду единовери€ были брошены немалые усили€ и масса денежных средств, успех был незначительным. ¬ 1859 году в ¬итебской губернии насчитывалось 37873 старообр€дца, из них в –ѕ÷ перешли 14 человек, а в единоверие — 21. ¬ ¬итебске было организовано два единоверческих прихода. „тобы перевести в единоверие староверов, гражданские власти одних старообр€дцев арестовывали и держали под стражей в кандалах и без еды, другим брили бороды, многих жестоко били, по этой причине многие старообр€дцы вынуждены были дать расписки о своем присоединении к единоверию, но позже от него отказывались. “акже к единоверию приписывали тех, кто успевал спр€татьс€ от властей в лесах. Ќасаждение единовери€ путем насили€ €вл€лось широко распространенным способом. “ак, в г. –жеве “верской губернии осада старообр€дческой моленной продолжалась несколько дней, а затем староверы подверглись избиени€м. ѕодробнее: «ƒрама ржевских староверов».  

¬ конце XIX века стало очевидным, что, несмотр€ на прилагаемые усили€ по наслаждению единовери€, «раскол» так и не был преодолен.  оличество тех, кто прин€л единоверие в белорусских губерни€х, было незначительным. ¬ 1894 году в ¬итебской губернии проживало 80149 старообр€дцев, а единоверцев было значительно меньше — 5486. ¬ 1905 году в губернии было 2 кирпичных и 49 дерев€нных старообр€дческих молелен, а единоверческих всего 5 кирпичных и 4 дерев€нных храма.
 

ѕо завершении конференции состо€лась торжественна€ церемони€ вручени€ удостоверений св€щенникам старообр€дных общин в –усской ѕравославной ÷еркви.

Протоиерей ÐШоанн Миролюбов, митрополит Волоколамский ÐШларион (Алфеев)  и митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)

ѕротоиерей »оанн ћиролюбов, митрополит ¬олоколамский »ларион (јлфеев) и митрополит Ќижегородский и јрзамасский √еоргий (ƒанилов)

 ѕо материалам

http://ruvera.ru/articles/konferenciya_staryi_obryad_2018

от 30 €нвар€ 2018 

 

 

 




 
   —в€занные ссылки
· Ѕольше про —тарообр€дцы в лоне –ѕ÷
· Ќовость от nikvik


—ама€ читаема€ стать€: —тарообр€дцы в лоне –ѕ÷:
Ќикольский —тарообр€дческий (единоверческий) храм в —анкт-ѕетербурге.


   –ейтинг статьи
—редн€€ оценка: 0
ќтветов: 0

ѕожалуйста, проголосуйте за эту статью:

ќтлично
ќчень хорошо
’орошо
Ќормально
ѕлохо


   опции

 Ќапечатать текущую страницу Ќапечатать текущую страницу






“ехничестка€ поддержка и разработка сайта webcenter.by