Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
21 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
8181307
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Свято-Троицкая община ДПЦ в деревне Кублищино (Витебская обл.)

Православное Старообрядчество Белой Руси

«Православное Старообрядчество» поздравляет членов Свято-Троицкой общины Древлеправославной Поморской Церкви с престольным праздником и предлагает своим читателям историю возникновения и существования общины.



Более двух с половиной веков отделяют нас от того времени, когда в западном регионе нынешней Витебской области, спасаясь от преследований, появились первые поселения христиан старого обряда. Местные власти сочувственно относились к переселенцам и предоставляли старообрядцам свободно править службу по древлеправославному чину Соловецких иноков. Трудолюбивые, законопослушные, ведущие трезвый образ жизни старообрядцы получали в пользование участки земли и становились самостоятельными хозяевами. Староверы принесли с собой и многие традиции быта, соблюдение постов. Особою суровостью отличались запреты на всякие дела в праздные дни, курение, вино, увеселения. Некоторые запреты на общение с иноверцами могут показаться излишне строгими и суровыми, но даже нынешние времена всеобщего отравления и эпидемий лишь подтверждают и доказывают их пророческий смысл.

    Старообрядцы попадали на западные и северные земли тогдашней Речи Посполитой из Поморья, Новгорода, Псковской и Московской губерний. Переселению староверов на земли Речи Посполитой способствовало и внутреннее её положение. Так как многочисленные войны, а так же Северная война, принесли городам и местечкам огромные потери, власти приняли специальные постановления, освобождавшие от налогов целые регионы, в том числе Полоцк и Браслав и Дисну. Трудолюбивые и предприимчивые старообрядцы, попадая в эти города и уезды, использовали налоговые привилегии и возможность быстрой адаптации и накопления капитала.        

 Помещики, на землях которых поселились старообрядцы, защищали их и пользовались их услугами. Как результат в западных уездах Дисны, Браслава, Шарковщины появились многочисленные поселения старообрядцев поморцев. К таким поселениям относились Беляны, Кушнеры, Таборы, Морозьки, Крыштули, Селище, Мазолёво, Кублищино, Бабовщина, Матвеевцы, Струпни, Смолевцы, Лизовщина, Ликковщина, Юнцы,  Подгайцы, Милейки, Красное, Деверки, Мотевки, Запрудье, Фроловщина, Крюковщина, Перебродье, Мурашки, Нивники, Молявки, Заполосье, Остановка, Германовичи, Раковцы, Барсучина и многие другие.

 Деревня Кублищино находилась в центре этих поселений, плюс ко всему большое значение имело её месторасположение возле дороги, которая соединяла Дисну, Миоры, Браслав, Шарковщину, Германовичи. В каком году была образована община и построена моленная, точных данных не найдено. В исторических источниках о регистрации молельного дома в д.Кублищино Дисненского уезда  упоминается в 1839 году. Имеется архивное упоминание о распечатании храма в 1868 году. Однако на старообрядческом кладбище вблизи деревни Кублищино есть надгробный камень датированный 1803 годом. Из этих данных можно предположить, что в первой половине 19 века в деревне Кублищино уже был построен и действовал первый на западных землях старообрядческий храм. Община, созданная при храме, включала  в себя и обслуживала большой регион старообрядцев-поморцев – это город Дисну с окрестностями, Миоры, Германовичи, Шарковщину, частично нынешние Браславщину, Друю, Нивники.

    Для проведения церковных служб и культовых обрядов нужны были подготовленные служители храма и церковный причет. Подготовка в основном велась после окончания сельскохозяйственных работ, в Рождественский и Великий Пасхальный посты. Вели её наиболее грамотные в церковном чтении и песнопении люди, входящие в церковный причет. Так же в каждом доме обучали церковной грамоте, т.е. родители воспитывали своих детей в духе Божьих заповедей, приучали их жить по учениям святых отцов, ведь в каждой старообрядческой семье имелись не только иконы старого письма, но и старопечатные церковные книги, которые передавались из поколения в поколение. Эта традиция сохранилась до наших дней.

   Когда г.Вильно(сейчас Вильнюс) стал центром старого обряда и была открыта школа по подготовке духовных наставников и церковного причета, туда для обучения церковной грамоте от общины направлялись наиболее способные и искусные в церковном деле прихожане. О первых настоятелях общины, к  сожалению, достоверных данных не сохранено, но есть сведения о более позднем периоде.

 Духовный наставник Нестор Фёдорович, будучи воспитан родителями в послушании и исполнении древлеправославных обычаев, был требователен к себе при исполнении духовных обязанностей, доброжелательным к прихожанам и снискал их любовь и уважение.  Духовный наставник Колосов Пётр Прокофьевич обладал мягким характером и чутким сердцем, добротою. Был любим и уважаем всеми. Григорьев Иосиф Григорьевич – опытный знаток знаменного пения. Обладая хорошим голосом и памятью, знал наизусть весь «Обиход», «Ирмосы», «Псалтырь». Он обучал детей староверов церковной грамоте. Это был настоящий учитель, строгий и требовательный. Григорьев И.Г. организовал школы в Кублищино, Германовичах, Остановке. Преподавал Закон Божий, чтение и солевое пение. Многие его ученики впоследствии стали духовными наставниками(Новиков Василий Артомонович, Васильев Арсений Ермагенович, Пучков Савва Фёдорович). Михаил Георгиевич Соловьёв в 11 лет по милости Божьей был принят на клирос Свято-Троицкого храма в д.Кублищино. Всё его детство и молодость прошли на клиросе. Он старательно изучал церковный устав и солевое пение. Но будущего духовного наставника интересовали история Церкви Христовой и богословие. В 1930 году в г.Вильно организовываются первые педагогические курсы вероучителей. Михаил Георгиевич, получив направление Совета общины и благословение своего духовного отца Петра Колосова, успешно заканчивает курсы со свидетельством, дающим право на преподавание Закона Божьего, и в течение 8 лет несёт слово Божье детям старообрядцев, которые обучались в Мотевской, Дворищенской, Тераспольской школах. В 1939 Соловьёв М.Г. был благословлён на служение в качестве духовного наставника Раковской общины. В течении шести десятилетий он находился на пасторской службе.  Григорьев Гавриил Степанович в десять лет пришёл в церковный причет и более 70 лет являлся канонархом правого клироса. Новиков Василий Артомонович, Васильев Арсений Ермогенович, Пучков Савва Фёдорович, Пучков Михаил Фёдорович, Сафронов Михаил Максимович – их добродетельная христианская жизнь, требовательность к себе при исполнении духовных обязанностей, человеколюбие являли пример благоуспешного настоятельного служения.

"Точных данных о времени основания не найдено. Ныне действующая церковь Святой Троицы была построена в 1905 году. Но местные староверы имели свою церковь (молитвенный дом) и раньше. Правда, трудно определить, когда она была построена. В архивах удалось найти только данные о её существование. В частности: «Пожаром, бывшим в 1882 г. в д. Кублищина истреблена дотла наша Свято-Троицкая молельня, а так как вблизи от названной старообрядческой молельни не имеется, то мы вынуждены построить на свои средства вместо сгоревшей новую в названной деревне, ибо за неимением таковой встречаются крайние затруднения в совершении духовных треб и крещения детей». Был создан проект новой церкви. Но в её постройке было отказано, поскольку она внешне напоминала православный храм: была с колокольней и куполом. Только 14 января 1900 было получено разрешение построить новый храм согласно исправленному проекту, т.е. чтобы снаружи имел вид крестьянской избы. После 1905 г. были пристроены колокольня и купол, и церковь приобрела тот вид, который имеет сегодня. 

В период польского правления в общину входило 22 деревни и 21 застенок. В Кублищине была двухклассная школа, в которой обучалось 110 детей староверов. Закон Божий для них преподавал председатель общины Михаил Егорьевич Соловьёв. 

В 1928г. в приходе насчитывалось 2262 прихожанина, все они считали себя русскими. Община объединяла следующие деревни: Конахи, Пестуны, Подгайцы, Юнцы, Лавки, Селище, Дворное Село, Морозьки, Крыштали, Смолевцы, Подешелевцы, Милейки, Деверки, Заборье, Струбки, Мотевки, Бобовщина, Минковщина, Глыбка, Мозолево, Промысли, Красные, Енишки, Кубелевщина, Бильдюги, Дегтяри, Матвеевцы, Кучнеры, Грибовщина, Волчки, Конашёвка, Остановка, Жельзовщина, Минорина, Чернички, Подаполевцы. (Александр Адамкович  https://radzima.org/ru/object/4975.html).

 Храм Кублищинской общины постоянно украшали иконы(храмовые) дораскольногописьма, имелся большой набор богодуховных книг – который сохранился по нынешнее время. Большой ущерб принесли пожары. После пожара 1999 года главными строителями и реставраторами были Васильев Фёдор Арсеньевич и его сыновья Борис, Владимир и Геннадий, Захаревич Валентин Титович и его сыновья Александр и Сергей, Кирилов Михаил Евлампиевич и его сыновья Василий и Фёдор, братья Ивановы, Александр, Владимир, Фёдор, Васильев Кирилл Андреевич и его внуки Руслан и Андрей, Климентьев Фёдор Иванович, Тимофеев Валентин Петрович, Григорьев Василий Архипович, Смертьев Сергей Сергеевич, Дементьев Фёдор Фёдорович, Климентьев Михаил Афанасьевич и многие другие.

 В настоящее время духовным наставником Свято-Троицкой церкви в д.Кублищино является Дементьев П.Е.

Хорошо налажена работа Церковного совета церкви под председательством Сафронова И.М. Ведётся активная работа по возрождению духовности: обучение детей и подростков церковной грамоте, подготовка церковного причета, популяризация литературы духовного характера, работа по наведению порядка на кладбище. Во время церковных богослужений работают два  клироса, головщицами на которых являются Зеленкова П.Ф. и Афанасьева З.В. Большим авторитетом пользуются уставщик Циркин С.В., канонархи Нестеров М.О., Захаревич З.Г., Васильева У.П., Нестерова Е.Г., паномарь Иванов О.Г. Не смотря на то, что церковь находится давольно далеко от райцентра, в ней всегда много прихожан. Они приходят сюда не только сотворить молитву перед Господом, но и пообщаться с единоверцами, помочь в хозяйственном обеспечении храма.

 С земным поклоном и любовию о Христе, по поручению членов Кублищинской старообрядческой поморской общины, духовный наставник   -    Пётр Дементьев.

 




 
   Связанные ссылки
· Больше про Православное Старообрядчество Белой Руси
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Православное Старообрядчество Белой Руси:
Поморское Старообрядчество Беларуси в 2006г. Взгляд со стороны.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by