Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
31 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
10872805
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Эсхатологические воззрения старообрядческих общин ветковского согласия

Православное Старообрядчество Белой Руси

Эсхатологические представления изначально были свойственны христианам. Они же, но в измененном понимании, легли в основу русского раскола в XVII веке. Старообрядчество начиналось как массовое народное движение, замешанное на апокалипсических ожиданиях. Русское общество было подготовлено к ожиданию конца света, что тесно связывалось с наступлением царства антихриста. Для истинных христиан, как верили, конец света знаменовал собой начало Царства Божия на земле. Так «…возникла легенда о светлом граде Китеже, хотя и опустившемся на дно озера по смотрению Божию, но доступном очам достойным», — писал в своей работе «Православие» о. Сергий Булгаков.

3.jpg

 В данном докладе рассмотрим, каковы же были эсхатологические воззрения отдельных, локально расположенных старообрядческих общин ветковского согласия с центром в небольшом поселении Ветке, основанном в 1680-х годах на землях Речи Посполитой.



Не случайно в названии доклада фигурирует понятие «общины»: Ветка заселялась людьми близкими по духу и жизни по вере, братское единство и совместное служение Богу и Церкви здесь выражалось актуально.

Раскол, согласно исследованию С.А. Зеньковского «Русское старообрядчество…», в своей основе имел разностороннее развитие идеологии «Москва — третий Рим». Она была сформирована на основе воспринятого от Византии учения о вселенском христианском царстве. Однако после раскола в Русской православной церкви каждая из сторон сделала акцент на одной из двух составляющих данной концепции: на идее о мировом масштабе миссии Московского царства и на идее о предапокалипсическом характере предназначения Московской Руси. Было выдвинуто положение «Четвертому Риму не быть», т.е. русскому царству дано будет стоять до конца мира. Реформы патриарха Никона, преследуя цель сближения с малороссами, греками и южными славянами, выражали тем самым мессианскую устремленность национальной русской идеологии. Напротив, основополагающим постулатом старообрядцев являлась вера в «Святую Русь». В статье «Русское христианство» А.В. Карташев отмечал: «Русские христиане, жаждавшие всей душой свести Иерусалим небесный на землю… постепенно в устроении всей земли своей … увидели воплощение Царства Христова на земле и назвали свою землю «святой Русью».

Другой исследователь В.В. Зеньковский также полагает, что доктрина о «Москве — третьем Риме» отражала стремление увидеть в Московском государстве воплощенное Царство Божие, страстное желание сочетать небесное и земное, божественное и человеческое в конкретной реальности. Москва, как она сложилась в середине XVII века, сознательно стремилась оформить себя как духовный центр, священную столицу Руси. А Ветка в конце XVII века строилась как «Малая Москва», с сохранением тех же функциональных представлений. По широко бытующим и сейчас свидетельствам, переходящим из уст в уста на Ветке, и Красная площадь, и Покровский собор появились здесь неслучайно, а были связаны с подражанием всему московскому, как и стремление сохранить до мелочей все московские обычаи и традиции в храмовом и домашнем благочестии, в богослужении.

 

Ветка, во многом благодаря храму, стала одним из главных центров поповщины. Разными способами утверждалась идея о том, что «жить на Ветке мирно, вольно и добро». Это должно было способствовать и, в действительности, способствовало притоку на Ветку многочисленного населения. Уже к концу XVII века Ветку окружало 14 отдельных слобод, а позже их насчитывалось до 22. И, кроме того, способствовало возвышению ветковцев среди других поповских согласий. Миссионерствовали грамотные ветковцы, по свидетельству М.И. Лилеева, «объезжая русские города и села под видом купцов и купчих или купецких людей, … развозили от своей Ветковской Покровской церкви «крохи» причащения (т.е. причастие — ОА), просфоры, благословенные хлебы и освященную воду; под видом нужды те же ветковские чернецы и черницы исповедовали и причащали в городах и деревнях … Ветка, как рассадник раскола, всюду рассылала…, и особенно в Москву, своих учителей и учительниц, проповедников, уставщиков…». Таким образом, ветковцы приняли на себя дальнейшую ответственность за сохранение истинности православной веры, ощущали себя старшими по отношению к самой Москве. Ветка как крупнейший центр посадского раскола стремилась основать на новом месте старообрядческий «Иерусалим» и «Малую Москву» и отсюда возродить «Святую Русь».

Это стремление было совсем не чуждо и многим другим центрам русского раскола, явление это наблюдалось почти повсеместно. Тем более, что отдельные старообрядческие толки и согласия принимали для себя как постулат, что Москва как образ государства Российского со всеми его институтами является центром антихристова царства. При этом церковное сознание того времени, оставаясь горячо преданным самой идее «священного царства», оказалось неспособным удержать равновесие между божественным и человеческим его началами. Эти начала сближались, а затем были отождествлены. Исторический процесс, который не воспринимался как «священное царство», был отнесен старообрядцами к царству антихриста. Поэтому, как писал Н.А.Бердяев, «раскольники начали жить в прошлом и будущем, но не в настоящем».

Тем не менее, Ветка для определенной части русского населения стала тем местом, где «небеса сходят на землю», и где остается надежда, не отступая от укоренившихся форм и взглядов, обрести спасение, как и исполнить особую миссию для спасения всего истинного православия. Путь личного спасения, ведущий в Царство Божье, в старообрядческой среде видели в том, чтобы бежать и скрыться от лица антихриста. Русские люди бежали в скиты и пустыни, подальше от надзора гражданской и духовной власти. Здесь стремились к восстановлению ценности и чистоты обряда. Именно ожидание Царствующего Христа и жажда спасения побуждали ветковцев к исполнению детальности обряда, воспринятого как единственное ограждение от разрушительного окружающего мира и в церковном собрании, в общинах.

Однако церковное собрание не может быть самодостаточным, замкнутым на себе. В ветковских слободах, монастырях и скитах бытовые, социальные и церковные вопросы старались решать исходя из традиционной православной соборности и традиции самоуправления на польских землях. Старообрядцы показали способность к общинному устройству и самоуправлению. На Ветке обычным явлением стали регулярные собрания, «ветковские соборы», где происходило обсуждение и принятие решений по управлению церковными делами, имуществом, публичное избрание иерархических лиц, принятие других важных решений. В XIX веке этнограф Абрамов сделал такую запись о ветковцах: «У беглопоповцев в настоящее время священника нет, подыскивают. Это обстоятельство, однако, не мешает им устраивать продолжительные богослужения, петь и читать Священное Писание».

 

Однако сосредоточенность на мистике обряда порождала уверенность в том, что отказ от его структуры, способа исполнения и чередования букв и слов подрывает мистическую сущность Православной церкви. Огромное внимание уделялось внешним атрибутам исполнения ритуала. Так, для одиночного причащения у старообрядцев есть особый «Чин, како подобает самому себе причастити…, не сущу священнику». Внешнее обставление здесь занимает почти главенствующую роль, на первое место выдвигается вещество таинства. Но когда нужна была исповедь, исповедывались у простого мужика, записывающего грехи на бумаге и отсылающего их к попу на разрешение. Массовому народному сознанию того времени было близко опрощение в толковании и в понимании, в применении на практике церковных традиций, канонов, Священного Писания и Предания. Церковная практика оказалась без богословского обоснования, а богословское учение не соответствовало церковной практике.

 

Исследователями старообрядческого движения было замечено, что в конце XVIII – начале XIX века из печатного и рукописного наследия Руси воспроизводились именно те тексты, которые были связаны с поиском путей личного спасения в эпоху воцарения антихриста. Писание говорит о том, что тот «кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее» (Лк 9:24). М.И. Лилеев замечает, что «поселение на Ветке и в стародубских слободах считалось спасительным, а не только удобным». У ветковцев в центре интересов стояла тема спасения, социальные перемены не были их самоцелью. Ветковцы в результате пришли в ряде случаев к новым интерпретациям христианских тезисов и новым нормам, в прошлом имевшим корни, но не получавшим распространения (как, например, крещение мирянами, канонически обоснованное), или вовсе не имевшим корней, но обусловленных их церковной практикой. Так, в XIX веке губернатор Дембовецкий в «Опыте описания Могилевской губернии» отмечает, что один из наиболее распространенных в Могилевской губернии толков — ветковское согласие, отличался от других тем, что миропомазание ветковчане совершали собственным миром, а перекрещивали перешедших к ним из православия священников и мирян без полного погружения в воду. Среди других особенностей он упомянул: «а) принимают иконы, писаные и не единоверными с ними художниками; б) сообщаются в пище и питии с православными… и не считают грехом ходить вместе с ними в баню; в) попы их, во время отсутствия своего, избирают мирян и предоставляют им право принимать переходящих в их веру…, исповедовать…; г) венчают в избах и клетях; д) запасные дары евхаристии дают монахам и мирянам…».

 

Но, несмотря на это, понимание истории ветковцами, в конечном счете, привело к выпадению из нее. В своем стремлении уберечься от мира сего они уходили из мира вообще. Эсхатологическая направленность общинной жизни на Ветке при ее основании в стремлении преобразить земную реальность с течением времени превратилась в буквальное исполнение готовых стереотипных форм в разных областях жизни, хотя и с некоторыми новыми элементами, сходными с первохристианскими. К сожалению, это может стать реальностью сегодня в Русской православной церкви в случае утверждения прежних исторических форм, в том числе и утратившим духовное содержание, как единственно истинных, а, значит, привести к угасанию духа любви и, возможно, к новым расколам.

 

Список литературы:

  1. Беляев Я.С. Летопись Ветковской церкви. Рукопись XVIII в. Институт русской литературы Российской академии наук в Санкт-Петербурге (Пушкинский дом). Древлехранилище. Собрание Института мировой литературы Российской академии наук. № 45. 125 л.
  2. Ксенос (Илларион Кабанов). Кратчайшее начертание истории Ветковской церкви. Рукопись. Список сер. XIX в. ВМНТ, КП № 508/1
  3. Абрамов И.С. Старообрядцы на Ветке. (Этнографический очерк) // Живая старина. СПб., 1907. Вып. 3. С. 115 — 148.
  4. Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь // Собрание сочинений: в 1 т.; под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. К.: Дух і літера, 2006. 912 с.
  5. Алексеев А. Под знаком конца времен: Очерки русской религиозности конца XIV – начала XVI вв. СПб: Алетейя, 2002. 350 с.
  6. Бердяев Н.А. Русская идея // Самопознание: Сочинения. М.: Издательство Эксмо; Харьков: Издательство Фолио, 2006. С. 13-256.
  7. Булгаков Сергий, прот. Догмат и догматика // Живое предание. Православие в современности. М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 1997. С. 8-25.
  8. Булгаков Сергий, прот. Невеста Агнца. М.: Общедоступный православный университет, основанный прот. Александром Менем, 2005. 656 с.
  9. Дембовецкий А.С. Опыт описания Могилевской губернии. Кн.1. Могилев на Днепре, 1882. 776 с.

10. Довгялло Д.И. К истории Ветки / Могилевская старина: сб. статей «Могилевских Губернских Ведомостей»; под ред. Е. Романова. Вып. 1. 1898 и 1899 гг. Могилев-губернский: Тип. Губернского Правления, 1900. С. 37–40.

11. Евдокимов П.Н. Православие. М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2002. 500с.

12. Зеньковский В.В. История русской философии. Ленинград: Эго, 1991. 219 с.

13. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века. Munchen, Wilhelm Fink Verlag, 1970. 528 c.

14. Карташев А.В. Церковь. История. Россия: Статьи и выступления. М.: Издательство Пробел, 1996. 302 с.

15. Леонтьева С.И. Три образа рая в ветковской культуре // Чалавек, культура, экалогія: матэрыялы Міжнар. канф., пад рэд. Ул.П. Скараходава. Мінск: Выд-ва БелІПКа, 1998. С. 128–130.

16. Лилеев М.И. Из начальной истории раскола на Ветке и в Стародубе XVII – XVIII вв. Историко-критическое исследование // Известия историко-филологического института кн. Безбородко в Нежине. — Нежин: Тип. Е.Ф. Венгера; Киев: Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1894. 209 c.

17. Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII – XVIII вв. Вып. 1. — Киев: Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1895. 598 с.

18. Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. (Лица, события, предметы и символы). М.: Церковь, 1996. 318 с.

19. Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Издательство «Гнозис», 1994. 432 с.

20. Успенский Б.А. Царь и патриарх. Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М.: Школа «Языки русской культуры, 1998. 680 с.

21. Гарбацкі А.А. Стараабрадніцтва на Беларусі ў канцы XVII – пачатку XX стст. Брэст: Выд-ва БрДУ, 1999. 206 с.

22. Памяць: Гісторыка-дакументальная хроніка Веткаўскага раёна. У 2-х кнігах. Кн.1. Мінск: БЕЛТА, 1997. 376 с.

 

Автор: Ольга Васильевна Афанасьева (Гомель, СФИ)

 

http://www.anti-raskol.ru/pages/2595

 




 
   Связанные ссылки
· Больше про Православное Старообрядчество Белой Руси
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Православное Старообрядчество Белой Руси:
Поморское Старообрядчество Беларуси в 2006г. Взгляд со стороны.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by