Добро пожаловать на ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО!

   Месяцеслов



   Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Заголовки новостей
· Поиск
· Самые 10
· Статистика сайта
· Страница пользователя
· Темы сайта
· Форумы

   Сколько на сайте
25 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

   Всего хитов
Просмотрено
10872914
страниц сайта с Март 2006

   НАШИ БРАТЬЯ

Белорусская Православная Церковь



   Счетчики
Rambler's Top100

   Информер
Нет содержания для данного блока.

 Духовные старообрядческие наставники на Витебщине в первой половине XX века.

Православное Старообрядчество Белой Руси

Одним из важнейших факторов национального возрождения является воспитание подрастающего поколения на местных традициях. Особый интерес в этой связи представляет изучение жизни и деятельности конфессионального духовенства, оказывающего существенное влияние на формирование общечеловеческих моральных принципов во все времена. Богатая история и свои традиции есть у старообрядцев, проживавших и проживающих на белорусских землях. По данным исследователей, в настоящее время на Беларуси насчитывается около 20 тыс. старообрядцев, бережно сохраняющих веками накопленные духовные ценности 1).

 



Точных сведений о времени их поселения во всех белорусских городах, местечках и деревнях не найдено. Относительно полный материал может быть представлен для XIX и XX вв. Однако известны и более ранние даты и события.

На землях современной Браславщины (Витебская область) старообрядцы (беспоповцы-федосеевцы) появились в 1655 г., еще до официального раскола Русской православной церкви. Как отмечается в «Дегуцком летописце», недалеко от г. Динабурга, возле р. Двины, в д. Лигинишки, в 1660 г. было начато строительство храма, а в 1678 г. сюда пришел священноиерей Терентий 2) .

Вторым крупным местом жительства старообрядцев стали восточные земли Витебской области (тогда это были Полоцкое и Витебское воеводства), где беспоповцы-федосеевцы поселились в конце XVII в., между 1656 и 1678 гг. 3).  

Старообрядцы-поповцы обосновывались на территории современной Гомельщины на острове Ветка, где реки Сож и Ветка образовали устье. Остров занимал в окружности не более двух верст. Наибольшее количество переселений было в 1685 г . 4).

На современных землях Минской и Могилевской областей старообрядцы появились в 1735 г., после выгонки их из Ветки. Они поселились в непроходимых лесах Бобруйского и Борисовского уездов, которые со временем стали постоянным местом проживания для беспоповцев федосеевского и филипповского согласий. Вторая волна переселений в Бобруйский и Борисовский уезды наблюдалась в 1765 г., после второй выгонки старообрядцев из Ветки 5). 

О выдающихся старообрядцах, их жизни и деятельности написано много. Однако историки почти обошли вниманием старообрядческих лидеров, которые жили и вели активную деятельность в Беларуси. Поэтому возвращение к изучению духовных истоков русских старообрядцев, живших и живущих на белорусских землях, как и осознание характера нашего национального исторического пути, связано с непосредственным присоединением ко всему богатству общечеловеческой культуры.

Одной из ярких фигур среди старообрядческих духовных наставников в Беларуси первой половины XX в. был Арсений Моисеевич Пимонов. Он возглавлял Виленскую старообрядческую общину, а позднее связал свою жизнь с деятельностью Высшего старообрядческого совета в Польше, председателем которого был избран в 1920-е гг. 6).

Арсений Пименов.jpg 

К концу 1920-х гг. XX в. польские старообрядцы осознали, что в обнародованном 17 октября 1905 г. манифесте, в котором провозглашались религиозные свободы, упоминается только о лицах старообрядческого вероисповедания и ничего не говорится о положении самой церкви в целом и о том, кто должен представлять и защищать ее интересы перед правительством. Возник вопрос о необходимости изменения существующего положения. Виленская старообрядческая община, возглавляемая Арсением Моисеевичем Пимоновым (известным старообрядческим деятелем и благотворителем), взяла в свои руки инициативу организации польских старообрядцев, упорядочения их жизни и определения прав и свобод. A.M. Пимонов возглавил Высший старообрядческий совет (далее - ВСС) и после организации и проведения съездов (Первый Всепольский старообрядческий съезд состоялся 1 октября 1925 г.) приступил к постепенному решению возникших вопросов. Уже в 1928 г. благодаря его исключительной настойчивости, труду и усилиями представителей BCC произошли существенные изменения в жизни старообрядцев Польши: польским правительством были изданы два акта, регулирующие жизнь старообрядческой церкви в государстве (первый - закон от 26 марта, изданный президентом республики - об отношении государства к старообрядческой церкви, не имеющей иерархии, и второй - распоряжение Совета Министров от 29 августа о признании на всей территории польского государства устава старообрядческой церкви ее законного представительства). Указанные законодательные акты предоставили старообрядческой церкви полную свободу исповедания ее вероучений в пределах Польши, автономность в делах управления и дали право повсеместного, свободного обучения детей старообрядцев, учащихся в правительственных школах, Закону Божьему, согласно канонам церкви, на родном языке. Правительство, кроме этого, обещало ежегодно отпускать на нужды церкви определенную сумму денег и предоставлять всем общинам право пользования бесплатной пересылкой почтовой корреспонденции и посылок в пределах государства 7).

A.M. Пимонов провел огромную работу по получению старообрядческой церковью полной свободы в организации ее внутренней жизни, а это, в свою очередь, дало в последующем больше возможностей для становления и развития церковного дела старообрядцев Второй Речи Посполитой. A.M. Пимонов также много внимания уделял восстановлению старообрядческих храмов, обучению детей старообрядцев, воспитанию молодежи 8) .

В конце XIX - начале XX в. жил и активно работал духовный наставник Виленской Свято-Покровской старообрядческой церкви Симеон Феодорович Егупенок.

Похожее изображение

 

Он родился 17 апреля 1850 г. в Видзах Виленской губернии. Будучи еще 20-летним юношей, занял должность церковного певчего в храме Виленской общины. В 1878 г. его пригласили в Бобруйский старообрядческий храм в качестве головщика. С.Ф. Егупенок, получив благословение в духовные наставники, в 1896 г. был приглашен известным старообрядческим деятелем В.Н. Хмелинским в г. Псков 9) . В этом звании  Симеон Феодорович пробыл до начала 1906 г., когда Виленская община пригласила его быть духовным руководителем Виленского Свято-Покровского храма. К месту своего первоначального служения Богу в Вильно С.Ф. Егупенок переехал в звании второго духовного наставника. В том же 1906 г. на съезде старообрядцев Северо-Западного края, состоявшемся в г. Вильно под руководством A.M. Пимонова, Симеон Феодорович принимал участие в делах съезда по разработке ряда канонических вопросов веры и проявил глубокие знания в пасторском служении святой церкви. На Первом Московском Всероссийском Соборе старообрядцев в 1909 г. С.Ф. Егупенок был избран членом суда и активно работал в комиссиях по учреждению духовного суда и установлению церковного правопорядка. На Втором Всероссийском Соборе старообрядцев в 1909 г. его избрали членом духовного суда и духовного совета Собора10 . Во время оккупации немцами г. Вильно в 1915 г. С.Ф. Егупенок вместе с остальными виленскими старообрядцами вынужден был покинуть свой храм и приход и временно поселиться в Бобруйске. Симеон Феодорович вернулся в свой приход в 1918 г. и служил в нем до конца жизни. Проповедуя слово Божье, серьезно занимаясь делами общины, благоустройством храма, заботясь о своих прихожанах, он пользовался уважением среди виленских старообрядцев. «Ревностный служитель Бога, строгий с виду, суровый в проповедях, горячий в обличениях, стойкий в вере отцов, крепкий блюститель древлеправославных устоев, благочестия и обычаев, - в повседневной жизни он был простым, прямого характера, с доброй отзывчивой душой, горящей верой и христианской любовью к ближнему»11 . Заботясь о благоприятном существовании своей общины, С.Ф. Егупенок в то же время принимал активное участие в жизни всего старообрядчества. Симеон Феодорович обладал исключительными богословскими познаниями, был начитанным и способным к четким рассуждениям. Благодаря этому он занимал ответственные места на многочисленных старообрядческих соборах и съездах, в которых принимал участие почти в течение полувека. Значительный вклад внес С.Ф. Егупенок в повышение уровня образования и воспитания в старообрядческой среде: он читал лекции по литургике на организованных Высшим старообрядческим советом курсах вероучителей старообрядцев в 1930 и 1932 гг. Отец Симеон, будучи хорошим проповедником и понимая значение просветительской работы среди молодого поколения, принимал активное участие в беседах, которые устраивались религиозно-просветительским кружком молодежи при Виленской общине. С.Ф. Егупенок известен и как талантливый духовный писатель и поэт. Из ряда его произведений большое значение для старообрядцев имели статьи по проблемам единоверия, брака, о Белокриницкой иерархии, «О власти духовной», «О духовных наставниках» и др. 12).  Именно в них отдельно взятые старообрядцы и целые общины находили интересующую их информацию о канонических правилах, священном писании, истории церкви и старообрядчестве как религиозном течении. Деятельность духовного наставника С.Ф. Егупенка имела важное значение как для виленских старообрядцев, так и для истории старообрядчества в целом.

Остановимся на страницах жизни и деятельности Михаила Георгиевича Соловьева - духовного наставника, чей жизненный путь связан с Шарковщиной Витебской области. Соловьевы - один из старинных старообрядческих родов не только на Шарковщине, но и на всей Витебщине. Данных о том, с какого времени они стали старообрядцами, найти не удалось, но известно, что его дядя, Нестор Федорович Зеленков (1837-1934), был духовным наставником в д. Кублищино на Миорщине 13). 

Картинки по запросу Михаил Георгиевич Соловьёв

Родился Михаил Георгиевич в 1900 г. в старообрядческой семье в д. Фроловщина Миорского района. У родителей, Егора Агафоновича и Прасковьи Meфодиевны, кроме Михаила, были еще сыновья Федор, Асон, Иван и дочь Анастасия. Позже Соловьевы переехали жить в д. Буйки Шарковщинского района, где завели свое хозяйство. Судьба Соловьевых сложилась так, что Егор Агафонович, хотя и был из старообрядцев, но в Бога не верил, моленную посещал редко. Сын Михаил рано проявил интерес к вере предков. Начиная с 1910 г., он стал навещать своего дядю Нестора Федоровича Зеленкова, который был духовным наставником в д. Кублищино Миорского района, ходить с ним в моленную и прислуживать. Несмотря на то, что у родителей Михаила была своя земля и кирпичный завод, жили они небогато. И тогда Нестор Федорович забрал Михаила к себе в Кублищино на воспитание. Для юноши это был период учебы и духовного становления. Тут он научился кириллическому и церковнославянскому письму, чтению текстов, Закону Божьему, истории, математике, пению по крюкам. Именно дядя заложил в душе юноши тот необходимый фундамент, который определил дальнейшую судьбу племянника. В 1920-е гг. Михаил Георгиевич служил в армии в Варшаве, а в 1930 г. он был направлен от Кублищинской общины старообрядцев-беспоповцев в Виленское старообрядческое училище по подготовке духовных наставников, которое успешно закончил. За период обучения он еще больше укрепился в вере.

В 1932 г. М.Г. Соловьев женился на Олимпиаде Федоровне Попковой (1911-1987). От родителей он получил три гектара земли, купил две коровы и лошадь. Своими усилиями Соловьевы построили дом, и вскоре у них родились дети: Лидия, Анастасия и Ариадна. Михаил Георгиевич стал духовным наставником в Шарковщине в 1942 г. От своего дяди он перенял способность переписывания книг. Переписанные по-церковнославянски и сшитые им книги сохранились до сих пор. М.Г. Соловьев знал крюковое пение, очень красиво пел и сам писал к каждому большому празднику крюки. М.Г. Соловьев обладал еще одним талантом - талантом педагога. Он долгое время в Шарковщине учил детей слову Божьему, читать и писать тексты, написанные по-церковнославянски, петь по крюкам. Любовь к людям, способность дать совет, помочь - эти качества всегда были свойственны его характеру 14).

Деятельность старообрядческих духовных наставников - важный момент в жизни старообрядцев на белорусских землях. Благодаря их стараниям, активной деятельности старообрядчество возрождалось, укреплялось среди представителей других религиозных объединений и сохранилось до сегодняшнего дня.

1 См.: Г о р б а ц к и й А. А. К родословной шарковщинских старообрядцев Соловьевых на Беларуси (по материалам экспедиции) // Старообрядчество: история, культура, современность: Сб. V на- уч.-практ. конф. M., 2000. С. 154.

2См.: Г а р б а ц к і А. А. Стараабрадніцтва на Беларусі ў канцы XVII - пачатку XX ст.ст.: Манаграфія. Брэст, 1999. С. 71.

3 CM.: Там же. С. 73.

4CM.: Там же. С. 66-67.

5CM.: Там же. С. 76-77.

6CM.: Старообрядческий церковный календарь. Вильно, 1927. С. 71-72.

7CM.: Старообрядческий церковный календарь. Вильно, 1928. С. 65.

8CM.: Старообрядческий церковный календарь. Вильно, 1936. С. 38.

9CM.: Вестник Высшего старообрядческого совета в Польше. Вильно, 1929. С. 7.

1 0 CM.: Т а м ж е . С . 7 - 8 . "Вестник... 1934. С. 2.

1 2 CM.: Т а м ж е . С . 2 - 3 .

1 3CM.: Г о р б а ц к и й А . А . К родословной шарковщинских старообрядцев Соловьевых на Беларуси (по материалам экспедиции) // Старообрядчество... С. 155. 1 4 CM.: Т а м ж е . С . 157.

Татьяна Вячеславовна Добжинская - аспирантка кафедры культурологии Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор БрГУ им. А.С. Пушкина А.А. Горбацкий.

http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/148729/1/12-15.pdf




 
   Связанные ссылки
· Больше про Православное Старообрядчество Белой Руси
· Новость от nikvik


Самая читаемая статья: Православное Старообрядчество Белой Руси:
Поморское Старообрядчество Беларуси в 2006г. Взгляд со стороны.


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу






Техничесткая поддержка и разработка сайта webcenter.by