О причащении (приобщении) Богоявленской водой
Дата: 28/01/2007
Тема: Лествица


Раздел:  Таинства, традиции и обряды 

О том, что в древней христианской церкви Богоявленской воды, Великой агиасмы, в качестве духовного утешения приобщались христиане не допущенные к причастию Святых даров знает каждый. В любой брошюрке, посвященной святой воде, читатель обязательно встретит фразу из старинного типикона: "Точию агиасму да пиет", (Агиасма – святыня (греч.). То есть,  вместо причастия, на время епитимии, кающийся грешник получал возможность потреблять Богоявленскую воду.
Какой же смысл имело это тайнодействие? 



Это тайнодействие имело высокий духовный, нравственный и церковный смысл. Люди, совершившие грехи, отлученные от причастия телом и кровью Христовой и находящиеся под епитимей, наложенной духовным отцом, тем не менее не выпадали из церковного общения. В течении месяцев или лет отлучения от святого Причастия они получали в качестве духовного утешения святую Богоявленскую воду.  
При этом кающиеся грешники регулярно исповедовались духовному отцу, совершенствовали свою жизнь и, осознавая свое неполноценное положение, стремились к полноценному церковному общению во Христе  через причастие святых Тайн.
Отцы Церкви, установившие это спасительное священнодействие, понимали, что лишение кающегося грешника любой святыни приведет его к отчаянию, унынию и даже отпадению от Церкви.  

О необходимости приобщения святой Богоявленской водой говорил один из великих церковных учителей свт. Иоанн Златоуст. Ему принадлежит одна из редакций Чина причащения святой водой великого Богоявленского освящения. Молитвы Иоанна Златоуста дошли до наших дней. Русская Церковь имеет их в соответствующих последованиях, помещенных в дораскольных и старообрядческих изданиях.  

Приобщение кающихся святой Богоявленской водой имело большое распространение в древней Русской Церкви. Сведения об этом мы можем найти в древних монастырских рукописях, богослужебных уставах, в дополнительных частях старинных Служебников 12 – 16 веков и других письменных источниках.  
Подробная информация о приобщении св. Богоявленской водой содержится в сборнике преп. Кирилла Белозерского, так называемой "Энциклопедии русского игумена". Этот документ достаточно ясно и недвусмысленно рассказывает о бытовавших в Древней Руси канонических нормах и церковных правилах.  В главе, посвященной причащению говорится: "Якоже прежде проречеся о гресех каковых-либо – да отлучен будет или едино лето, или 2 лета, или 3, или 4,или 5, или 6, или 7, или по осьмих – пращати его противу силы коеждого … А на Рождьство Христово, и на Богоявление, и в Великий четверг и в Велия суботу, и на Пасхе -  да вкушает агиасму, еже есть святая вода, и на Петров День, и на Успение Пресвятые Богородицы…". (Энциклопедия русского игумена 14-15 веков. Сборник преп. Кирилла Белозерского. СПБ, издательство Олега Абышко, 2003, стр. 85).

Таким образом, христиане, находящиеся под епитимией, могли приобщаться свтой Богоявленской водой не только от случая к случаю, но и регулярно - каждый двунадесятый праздник, подобно  остальным, удостаивавшимся святых даров.  

Наличие этой информации в личном сборнике преп. Кирилла Белозерскаго имеет для нас особое значение. Известно, что преподобный игумен духовно окормлял не только иноков, но и многих видных мирян тогдашней Руси. Потому его свидетельства несомненно указывают на общую церковную практику.  Традиция приобщения Богоявленской водой сохранялась в обители преподобного Кирилла вплоть до церковного раскола. В келарском обиходнике монастыря, датированном 1655 годом, мы находим: "Аще кто по совету духовного отца недостоин причастия тела и крови Христа Бога нашего, и он причащается святые воды богоявленския и на святую Пасху, и на Петров день, и на Успение Богородицы, и на Рожество Христово, и на Богоявление Господне", (Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского монастыря.  Москва - Индрик, 2002, стр. 102). 

 После церковного раскола 17 века большинство древлеправославных христиан сохранило обычай приобщения святой Богоявленской водой. Как ни странно, но еще большему распространению потребления Богоявленской воды способствовали лютые гонения воздвигнутые на старообрядцев. Многие церкви и монастыри были разорены и осквернены. Из-за отсутствия освященных престолов и антиминсов древлеправославные священники в некоторых местах не могли в течение многих лет служить св. Литургии.  Однако даже в самых тяжелых условиях они каждый год совершали Великое освящение воды.
Благочестивые люди хранили Богоявленскую воду как великую святыню в течении всей жизни и в случае невозможности принять тело и кровь Христову приобщались водой по великим праздникам, в случаях болезни и даже перед смертью.   
После восстановления трехчинной иерархии в Древлеправославной Церкви не произошло никаких особых изменений в использовании Великой агиасмы. Как и раньше, она подавалась исправляющимся христианам в качестве духовного утешения.   

 В наши дни обычай употребления Великой Агиасмы в качестве духовного утешения продолжает существовать в лоне РПСЦ. Однако, к сожалению, он практикуется не так часто, как в дораскольной и дореволюционной старообрядческой церкви. Некоторые духовники, отлучая своих чад от причастия или даже временно не допуская к нему, попутно отлучают их и от всех остальных церковных святынь.

Этот обычай нельзя считать вполне благочестивым по двум причинам. Во-первых, он не соответствует древней христианской и старообрядческой практике. Во-вторых, отлучение от всех церковных святынь выводит пасомого за рамки церковной ограды. Оставшись на долгие годы без священнодейственного общения с церковью, не ощущая действия благодати Христовой,  христианин подвергается суровым испытаниям и тяжелым искушениям, могущим привести к разрыву с церковью. С другой стороны, регулярная исповедь и приобщение Богоявленской водой несомненно стали бы важнейшими элементами подлинно христианского покаяния, чаяния прощения, освящения, путем духовного возрождения человека.

Приобщение Великой агиасмой могло бы помочь и многим новопришедшим  христианам, крещеным в детстве, но не имевшим долгие годы общения с церковью, новокрещенным, присоединенным от еретических церквей. Всем известно, что многие из них не имеют духовного и аскетического опыта, не знают необходимых молитв, не могут содержать должный пост и говение. Временно не допуская таких людей до причастия святых Тайн, духовники, тем не менее, могут сохранять таких христиан в церковном общении, регулярно исповедуя и приобщая Богоявленской водой.
Думается, что в наши дни древний обычай приобщения Великой агиасмой должен быть восстановлен в должном объеме.

 Глеб Чистяков (Москва) 

Опубликовано на  Портале-Credo.ru   25.01.2006 г. с ссылкой на «Самарское Староверие»             







Это статья с сайта ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО
http://edinoslavie.ru

URL этой статьи:
http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=102