Учёные описали особенности единоверческого священства Российской империи
Дата: 24/09/2020
Тема: Старообрядцы в лоне РПЦ


Историки из Уральского федерального университета провели анализ исторической динамики единоверческого священства и, что очень важно, сделали справедливый вывод об истинном замысле иерархии РПЦ и описали его региональные особенности. Результаты исследования опубликованы в The Journal of Ecclesiastical History.

Об определении «единоверие»

Кто дал это определение? С какой целью? Кому это было выгодно?

Москва | В Неделю 2-ю Великого поста епископ Каракасский и Южноамериканский  Иоанн совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в  Рубцово - БезФормата

 Москва | В Неделю 2-ю Великого поста епископ Каракасский и Южноамериканский  Иоанн совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в  Рубцово - БезФормата

Епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн (Берзиньш)



К какому же выводу пришли учёные под руководством директора департамента «Исторический факультет УРФУ Александра Палкина. Историки считают, что «Единоверие» зародилось еще во второй половине XVIII века. Это утверждение можно было бы оспорить, но оно не столь принципиально. Как, впрочем, и то, что «это была попытка государства и Русской православной церкви преодолеть последствия Раскола между официальной церковью и старообрядцами, которые были преданы анафеме в ходе реформ патриарха Никона во второй половине XVII века». Далее автор статьи сам же опровергает замысел РПЦ фразой: «единоверие не было компромиссом между старообрядцами и иерархами РПЦ. Его цель заключалась не в признании равенства двух религиозных течений, а в постепенном включении первых в структуру РПЦ, чтобы в конце концов полностью обратить их в православных. (Простим автору то, что он, приступая к такой сложной теме как «старообрядчество», не удосужился поинтересоваться его более, чем тысячелетней православной историей – В.К.).  «Вступившим в единоверие запрещалось выходить обратно в старообрядчество», - пишет далее Александр Палкин.

В таком смысле единоверие было маргинальным движением на границе старообрядчества и православия. (Оно было маргинальным, таким и остаётся по сей день – В.К.). К единоверцам одинаково подозрительно относились (и относятся сегодня – В.К.) как православные старобрядцы,  так и православные новообрядцы, считавшие их «полураскольниками».

Даже перейдя в единоверие, то есть подчинившись РПЦ, «православные старообрядцы»,  старались остаться автономными и сохранить самоуправление. В разных частях России это происходило по-разному. Так, в некоторых единоверческих приходах Вятской губернии священники совершали лишь часть обрядов, к примеру венчание. В то время как крещение и отпевание продолжали совершать старшие по возрасту члены общин. В крупных городах общинами руководили по большей части наиболее состоятельные и влиятельные купцы, которые сами избирали священников, фактически нанимая их для обслуживания общины и сохраняя таким образом старые беглопоповские порядки.

Авторы нового исследования показали, что финансовое положение единоверческих священников сильно отличалось в зависимости от географии и материального положения приходов. Например, в Санкт-Петербурге четыре священника Никольской единоверческой церкви получали огромные суммы — до 28 тыс. рублей в год. В то же время в Шадринском уезде Пермской губернии, то есть в сельской местности, годовое жалование священников составляло лишь 120 рублей. При этом из-за большого расстояния между деревнями в Российской империи священнослужители должны были преодолевать гужевым транспортом огромные расстояния. Например, в отчете единоверческих священников из Нижнего Тагила говорится, что за год они проехали около 6500 км.

«Точно так же единоверческое духовенство различалось по уровню образованности. Немногие могли получить образование в духовных академиях. Большая часть не имела и семинарского образования, а могла обучаться только в церковно-приходских школах и духовных училищах. Хорошо образованные священники единоверческих приходов избегали, так как члены единоверческих общин недолюбливали официальную церковь. С другой стороны, служба в единоверческих приходах считалась тяжелым трудом и могла послужить трамплином для дальнейшего развития карьеры. Поэтому в единоверческие священники шли и сыновья православных священнослужителей, которым не досталось места служения в православном приходе», — подводит итог Александр Палкин.

В XX веке РПЦ признала старый обряд равноспасительным новому. Сегодня в России насчитывается порядка 30 единоверческих приходов. Единоверие по-прежнему позволяет почитателям древнерусской богослужебной традиции приобщаться к ней, оставаясь при этом формально (непонятно, что такое здесь «формально» - В.К.) в Русской Православной церкви.

 

 

https://indicator.ru/humanitarian-science/osobennosti-edinovercheskogo-svyashenstva-rossiiskoi-imperii-13-07-2020.htm?fbclid=IwAR2wAmaJdVhOGNsSBbU1KQ5jO88w36Qo3rJiJFBGriaUBHrQ22igVLh1Ek0

 

 







Это статья с сайта ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО
http://edinoslavie.ru

URL этой статьи:
http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1145