Памятник на могиле старообрядца в Белграде
Дата: 28/05/2011
Тема: История и культура


Тема: История и культура 

Как сообщило «Благовест-инфо» http://www.blagovest-info.ru/, 25 мая 2011г. крупнейшему деятелю старообрядчества начала XX века, председателю совета Всероссийских съездов старообрядцев Белокриницкого согласия Дмитрию Васильевичу Сироткину (1865 – 1946) в столице Сербии Белграде на его могиле открыт памятник.
 

Кто же был такой Д.В. Сироткин?
За что же его так чтят благодарные потомки?

Знаменитый волжский пароходчик, председатель совета Всероссийских съездов старообрядцев Белокриницкого согласия Дмитрий Васильевич Сироткин (1865 – 1946) происходил из крестьян села Остапово Балахнинского уезда Нижегородской губернии.
Отец Дмитрия Василий Иванович скупал у семеновских и балахнинских кустарей ложки, пряльца, различную посуду, а весной сплавлял эту продукцию на судах вниз по Волге, где продавал пользующийся спросом товар.  Постепенно крестьянин превращался в заправского торговца.

Когда в результате многолетних трудов Василий Иванович обзавелся собственным пароходом, торговое дело пошло еще веселей. Сироткины переезжают в Нижний Новгород, и в 60-е годы приобретают пароход с символическим названием "Воля".

В 1873 году после гибели старшего брата  Викулы молодой Дмитрий Сироткин стал брать инициативу в свои руки. Для этого он решил начать собственное дело с помощью капиталов родственников жены, Марии Четверговой, дочери одного из крупнейших нижегородских пароходовладельцев.
Свой первый буксирный пароход Дмитрий Сироткин приобрел в 1895 году. Вскоре в его собственность перешло еще четыре речных парохода.  

Авторитет Сироткина среди нижегородских судовладельцев стремительно рос. В январе 1898 года его избрали представителем Нижнего Новгорода на съезд русских деятелей по водным путям. Еще в 1897 году он был избран в думский комитет для заведования городскими народными столовыми и чайными. Теперь под его руководством оказались толпы портовых босяков, для которых Дмитрий Васильевич добился открытия чайной "Столбы".
Деньги на нее выделил знаменитый купец-старообрядец Николай Бугров.  

В 1900 году Сироткина ввели в качестве наблюдателя в комитет городского кредитного банка, а в 1905 году - в комитет нижегородской речной полиции, руководившей судоходством на Волге и Оке.
В эти годы его собственный бизнес стремительно расширялся; требовалось все больше времени и сил.
  В борьбе с наступающими на пятки конкурентами Сироткин задумал перейти на эксплуатацию нефтеналивных барж совершенно новой конструкции, напоминающей старинную русскую расшиву. Техническим исполнителем этой идеи стал выдающийся русский инженер Василий Шухов. Он спроектировал огромную баржу с почти плоским днищем и закругленным носом. Благодаря своим конструктивным особенностям громадная посудина с десятками тысяч тонн нефти смело шла по мелководью. Ее яйцеобразный нос почти не создавал волны, поэтому баржу мог легко буксировать даже не очень мощный пароход.

Первая такого рода баржа сошла на воду в 1907 году под именем "Марфа-посадница". На это чудо тех времен приезжали посмотреть даже инженеры из компании могущественного Нобеля.
В 1907 году было образовано "Торгово-промышленное и пароходное товарищество Дмитрия Сироткина в Нижнем Новгороде" с капиталом в 1,5 миллиона рублей. На тот момент под эгидой Сироткина ходили уже пятнадцать буксирных пароходов и пятьдесят непаровых барж.

В этом же 1907 году его избирают председателем Нижегородского биржевого комитета, а еще через год он становится бессменным председателем совета судовладельцев Волжского бассейна.
Сироткин, помимо чисто технических новшеств, предпринял и ряд важных экономических шагов.

В 1910 году он объединил свои капиталы и нефтеналивную флотилию с тремя другими волжскими и каспийскими пароходными компаниями. Новое огромное пароходство получило красноречивое название "Волга". Его уставный капитал оценивался в шесть миллионов рублей. 


 
Рачительный Сироткин убеждает компаньонов по обществу в выгодности строить теплоходы не на чужих верфях, а на собственном государственном заводе. В 1911-1912 годах недалеко от Бора был выстроен новый завод, получивший название "Нижегородский теплоход". Продукцией завода стали нефтеналивные баржи, теплоходы-буксиры.  

Высокая производительность труда на сироткинском предприятии объяснялась просто: всех, кто плохо работал, без разговоров увольняли. За опоздание на работу на 10 минут - штраф 10 копеек, за грубость мастеру - 50 копеек. За порчу инструмента и прогулы также полагались большие штрафы.
Не за почести, а по совести.  

В 1913 году пришел срок нижегородцам избирать нового городского голову.
Нетрудно догадаться, что нижегородцы отдали на выборах предпочтение Дмитрию Сироткину. При вхождении в должность он сказал: "Обещаю служить городу не за почести, а по совести".
В этой же первой речи в качестве городского головы он наметил задачи, стоящие пред городской думой: постройка постоянного моста через Оку, устройство канализации, электрического освещения, благоустройство окраин.
 Городской голова говорил: "Необходимо расширять сеть школ, необходимо насаждать ремесленное и техническое образование. Пора нам отказаться от иноземного производства, необходимо все делать самим".

В период сироткинского руководства городом в нем открываются учительский институт, женское ремесленное училище. Сам Сироткин был председателем попечительского совета коммерческого училища. При активном участии Дмитрия Васильевича в Нижний Новгород во время войны был эвакуирован Варшавский политехнический институт. Сбылась давняя мечта нижегородцев - иметь в своем городе высшее учебное заведение (существовавшие гимназии, реальные и коммерческое училища, дворянский институт были лишь средними учебными заведениями). На строительство политехнического института Дмитрий Васильевич дал обязательство внести из своего капитала сто тысяч рублей. 
 

Сироткин финансировал строительство в своём родном селе в 1913 году старообрядческого храма, был одним из жертвователей на журнал «Церковь». На его пожертвования существовала нижегородская община и молитвенный дом, где совершались богослужения.
 

После Февральской революции думская деятельность Сироткина не отличалась от той, которую он проводил с 1913 по 1917 год.
Осенью 1917 года от «Политического союза старообрядческих согласий» вошёл в состав Временного совета республики («Предпарламента»). В ноябре 1917 года баллотировался в депутаты Учредительного собрания по списку союза старообрядцев, но избран не был. 

Однако октябрьский переворот поставил крест и на Сироткине, и на его далеко идущих политических планах.
 Опасаясь ареста, Дмитрий Васильевич  в 1919 году покинул Россию и уехал во Францию.
В 1920 году обосновался в Югославии.
 Долгое время он жил в Белграде, на Дунае имел свое дело по судоходной части.
Как пишут знавшие его люди, "Сироткин тосковал по Родине. Вспоминал Волгу..." 
 
Умер Дмитрий Васильевич в 1946 году.  

Как сообщило «Благовест-инфо», 25 мая 2011г. крупнейшему деятелю старообрядчества начала XX века, председателю совета Всероссийских съездов старообрядцев Белокриницкого согласия Дмитрию Васильевичу Сироткину (1865 – 1946) в столице Сербии Белграде на его могиле открыт памятник.
Памятник изготовлен по заказу администрации Нижнего Новгорода и представляет собой надгробие с крестом, выполненное в соответствии со старообрядческими канонами..
Работы финансировались ОАО «Завод Нижегородский теплоход» – судостроительным предприятием, которое было основано Дмитрием Сироткиным сто лет назад. 
 

Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего Димитрия!






Это статья с сайта ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО
http://edinoslavie.ru

URL этой статьи:
http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=509