Дмитрий Сироткин и старообрядческая колонизация Дальнего Востока в начале ХХ в.
Дата: 28/05/2011
Тема: История и культура


Тема:  История и культура

«Православное Старообрядчество» продолжает знакомить своих читателей с многогранной деятельностью Дмитрия Васильевича Сироткина, долгие годы являвшегося политическим лидером и благодетелем древлеправославных христиан белокриницкого согласия начала XX века.


Одним из важных, но практически неисследованных направлений общественной деятельности Д.В. Сироткина стала организация им переселения малоземельных крестьян-старообрядцев на Дальний Восток.


Отметим, что знаменитый нижегородский предприниматель, как и абсолютное большинство других промышленников-старообрядцев, происходил из крестьянской среды и нужды деревни знал не понаслышке. Поэтому он очень внимательно следил за ходом решения аграрного вопроса и, как мог, старался уменьшить земельную нужду своих единоверцев.  

Первый случай для этого
представился Сироткину в 1900 году, когда он возглавил делегацию I Всероссийского съезда старообрядцев, встретившуюся в Ялте с министром финансов С.Ю.Витте. Старообрядцы просили Витте помочь им передать свое прошение о религиозных нуждах императору. Министр содействовал им в этом, а, кроме того, задал следующий вопрос: "Если бы... старообрядцам была дарована полная религиозная свобода на веки веков и покровительство Государя Императора в Маньчжурии, при даровом проезде туда и нарезке земли, нашлись бы среди них желающие переселиться в Маньчжурию на линию строящейся железной дороги, для того чтобы оберегать там интересы России и воспре­пятствовать ассимиляции казаков туземным населением?" Витте в данном случае заботился о судьбе своего детища – Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Однако и для старообрядцев перспектива, нарисованная министром финансов, представлялась весьма заманчивой.
 

 Данный вопрос обсуждался на II съезде старообрядцев, состоявшемся в августе 1901 г. в Нижнем Новгороде, в доме Сироткина. После этого организатор съезда – Совет Всероссийского старообрядческого попечительства – стал осаждаться со всех концов России запросами по поводу переселения.

Интерес к переселению на Дальний Восток
проявили и заграничные приверженцы Древлеправославного христианства. В ноябре 1902 г., по поручению III Всероссийского съезда, старообрядческая депутация ездила в Австро-Венгрию для посещения митрополии в Белой Кринице и сообщила там о предложении СЮ. Витте. Сразу же австрийские подданные-старообрядцы, жалуясь на свою бедноту и малоземелье, начали просить и их пересе­лить в Маньчжурию, если там действительно будет обеспечена свобода веры.

В практическую плоскость этот вопрос перешел в 1903 году.
6 и 7 февраля 1903 г. члены Всероссий­ского старообрядческого попечительства – Д.В. Сироткин, М.И. Бриллиантов, А.Т. Комаров, Д.А. Вышегородцев, Ф.Е. Мельников имели продолжительный разговор о переселении с товарищем министра фи­нансов П.М. Романовым. Они заявили, что на обещанных условиях готовы ехать не только русские, но и заграничные старообрядцы. Романову, однако, пришлось разочаровать старообрядческих попечителей. Выяснилось, что китайское правительство согласилось отвести для России лишь по 50 сажен земли по обе стороны КВЖД. Правда, П.М.Романов предложил другой адрес для переселения – Хабаровск. Он обещал, что и там старообрядцы будут пользоваться полной свободой религии, на что последует Высочайшее соизволение. 

Особенно большое внимание переселенческому движению
стало уделяться во время премьерства П.А. Столыпина. При этом власти стремились использовать и потенциал старообрядчества. 29 марта 1907 г. Главное управление земледелия и землеустройства в лице главноуправляющего князя Васильчикова направило в Совет старообрядческих съездов письмо с предложением обеспечить бесплатный железнодорожный проезд на Амур представителям старообрядцев, чтобы они выбрали удобные места для переселения. Совет съездов оповестил об этом старообрядческие приходы, а 25 – 26 июля 1907 г. организовал в Москве съезд крестьян-ходоков уполномоченных своими общинами для поездки на Дальний Восток. Затем ходоки во главе со священником Дмитрием Смирновым отправились в путь. Вернулись они в декабре 1907 г., облюбовав для своих единоверцев земли на Зее и Селемдже (левый приток Зеи). Отчет Смирнова был разослан Советом съездов по приходам и вызвал подачу множества писем от крестьян-старообрядцев с просьбой помочь в переселении. Причем писали не только из России, но и из Румынии, Турции, Австро-Венгрии.

С переселенцами из-за границы
у главы Совета съездов Д.В. Сироткина возникло особенно много хлопот. Те часто ехали без предварительного предупреждения, и Совету съездов приходилось то и дело обращаться с ходатайствами к властям, чтобы зарубежных старообрядцев бес­препятственно пропускали и предоставляли им все льготы по переезду .

Переселение малоземельных крестьян на Дальний Восток
было составной частью Столыпинской аграрной реформы. А эта реформа, как и политика П.А. Столыпина вообще, вызывала резкое неприятие всех левых, оппозиционных партий – от кадетов до большевиков. Но и среди старообрядцев имелось немало сторонников оппозиции (интеллигенты-начетчики, часть духовенства), враждебно настроенных ко всему, что могло укрепить самодержавие. Выразителем настроений этой части старообрядческих общественных деятелей стал нижегородский журнал "Старообрядцы".
 

Решающее столкновение
сторонников и противников переселения произошло на IX Всероссийском съезде старообрядцев, работавшем 2 – 4 августа 1908 г. в Ниж­нем Новгороде, как обычно в доме Сироткина.
Дмитрий Василье­вич поставил на закрытую баллотировку вопрос о доверии съезду по переселенческому вопросу. Доверие было единогласно выражено. Это стало крупной победой нижегородского предпринимателя. Содействие переселенцам было продолжено.

В 1909 г. оно касалось
в основном помощи переселенцам из-за рубежа. Благодаря хлопотам Совета съезда, зарубежным старообрядцам, возвращавшимся в Россию, разрешено было вступать в русское подданство немедленно по прибытии их на переселенческие участки, а не ждать 5 лет, как это предусматривалось для остальных иностранных граждан. По ходатайству Совета съездов министерство финансов разрешило зарубежным старообрядцам беспошлинный ввоз своего имущества. Вообще, благодаря стараниям Д.В. Сироткина, для старообрядцев-переселенцев все необходимые для въезда в Россию формальности были до предела упрощены.

К переселенцам регулярно командировались
уполномоченные Совета съездов, которые, в случае необходимости, должны были ходатайствовать за них перед местными властями. Кроме Амурской области, уполномоченный Совета съездов посетил Сахалин, поскольку жившие там старообрядцы федосеевского согласия обратились с просьбой направлять к ним на остров желающих переселиться старообрядцев .

География старообрядческой колонизации Дальнего Востока
все более расширялась. В 1913 г. В.Е.Мельников, командированный Советом съездов на Дальний Восток, чтобы ознакомиться с хозяйственным бытом переселенцев, получил поручение: на обратном пути заехать в Урянхайский край, обследовав его на предмет пригодности местных земель для переселения .

В 1907 – 1914 гг
. благодаря содействию Совета Съездов и лично Дмитрия Васильевича Сироткина на Дальний Восток переселились тысячи старообрядцев. Таким образом, он внес важный вклад в решение проблемы малоземелья своих единоверцев. Сама старообрядческая колонизации стала важной составной частью Столыпинской аграрной реформы.

Ф. А. Селезнев
,
 
д.и.н., доцент Нижегородского государственного университета

Статья выложена в сокращении. Полностью с ней можно ознакомиться в
«Старообрядецъ», 2008. № 42

а также на сайте Самарское староверие 







Это статья с сайта ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО
http://edinoslavie.ru

URL этой статьи:
http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=510