Малышев В. И. Материалы к "Летописи жизни протопопа Аввакума" (ч –7).
Дата: 26/04/2012
Тема: Старообрядческие согласия


 Тема: Старообрядческие согласия          
             История Старообрядчества
          
330-летие со дня мученической смерти протопопа Аввакума

«Едина купель всех нас породила... един покров — небо, едино светило — солнце». (Прот. Аввакум).

Сегодня «Православное старообрядчество» продолжает знакомить своих читателей с "Летописью жизни протопопа Аввакума" — трудом Владимира Ивановича Малышева. 

1667, 30. VIII—1682, 14.IV — пустозерская ссылка. 

Августа 30—31.
 Аввакума, Никифора, Лазаря и Епи­фания из села Братошина (Братовщино, в 32 верстах от Москвы) повезли на "ямских подводах" в Пустозерский острог, в сопровождении стрелецкого сотника приказа Василия Бухвостова Федора Акишева и десяти стрельцов того же приказа (Барсков, с. 146—147, 251). (О путевых маршрутах в Пустозерск в XVII в. см.: Малышев, 1, с. 372— 374).

Ноябрь. Выход Служебника с соборным свитком, в ко­тором дважды упомянут протопоп Аввакум как пострадав­ший "за непокорение" и преданный проклятию: "Невежди же аще будут прочитати, то неискуством их и неучением разум свой токмо будут потопляти и постраждут, яко же пострада и Никита, поп Лазарь, Аввакум и прочии невежди" (л. 13)."А та клятва и проклятие, еже писано есть в книзе Жезл, возводится ныне точию на Аввакума, бывшего протопопа, и на Лазаря попа, и Никифора, и Епифания, чернца соловецкаго, и Феодора диакона, и на прочих их единомыс­ленников и единомудренников и советников их, дондеже пребудут во упрямстве и непокорении" (л. 13 об.) (Материалы, II, с. 239—240). Этот же текст повторен и в Служебнике (М., 1668, л. 13—13 об.). В Синодике XVII в. находится проклятие Аввакуму, составленное, как видно по тексту, еще при его жизни, вскоре, по-видимому, после собора 1667 г., следующего содержания: "Бывый протопоп Авва­кум, и поп Лазарь, Феодор роздиакон, и Соловецкого мона­стыря бывый чернец Епифанец, и сообщници их развратницы правому учению, не покаряющиися святому собору, и оху­ждающии святыя тайны, и безумием своим в познание и по­каяние и во общение ко святей церкви не приходят, да будут прокляты" (ДРВ, ч. VIII. СПб., 1775, с. 119-220).

Не позднее первых чисел декабря. По местному народному преданию, Аввакум во время пути в Пустозерск и остановки стражи у села Усть-Цильмы на Печоре призывал собрав­шийся народ держаться старых обрядов (Малышев, 1, с. 372-375).
Декабря 12. Аввакума, Никифора, Лазаря и Епифания привезли в Пустозерск и поместили "порознь, очистя пустозерских крестьян избы, по одному человеку в ызбе", за карау­лом сотника Ф. Акишева и девяти стрельцов (Веселовский, с. 6-7)
.
Декабря 13. Из Пустозерска посланы воеводские па­мяти в Ижемскую и Усть-Цилемскую слободки о присылке "по первому вешному водяному пути" строевого леса и плот­ников для строительства тюрем для Аввакума с "товарищи" (Веселовский, с. 7).

1668
Февраля 20 (?). Из челобитной попа Лазаря царю, по­сланной из Пустозерска: "Книг не имеем... а хлеба дают нам по полутора фунта на сутки, да квасу нужнова,— ей, ей, и псом больше сего метают! — а соли не дают, а одежишка нет же, ходим срамно и наго" (Материалы, IV, с. 227, 263—266; Дружинин В. Г. Писания русских старо­обрядцев. СПб., 1912, с. 187, № 5)
.
Февраля 21, Указ о ссылке дьякона Феодора в Пустозерск под конвоем, в сопровождении сотника приказа Артемона Матвеева Перфилья Чубарова и четырех стрельцов того же приказа (Барсков, с. 147—149).
Февраля 25, "в другом часу дни". "Казнь" (урезанием языка) дьякона Феодора на "Болоте" ("Для казни… послан подьячей Иван Постников"); "сослан в Пустоозера сего ж числа" (Барсков, с. 148).
Февраля 29. Новгородская четь отправила в Пустозерск царскую грамоту, в которой "велено по прежнему и по сему государеву указу" для Аввакума "с товарищи" "тюрьму строить как мочно", избы им "ставить" и корм "давать ис тамошнева хлеба" (Веселовский, с. 10; Малышев, 18, с. 100).

Апреля 20. Дьякон Феодор привезен в Пустозерск сотни­ком Перфильем Чюбаровым и помещен "на особном на пустом дворе, от прежних колодников (т. е. Аввакума, Епифания, Лазаря и Никифора, — В. М.) порознь" (Барсков, с. 149).

Мая 20. Пустозерский сотский Гаврилко Ортемьев по­дал в съезжей избе челобитную о привлечении к строитель­ству тюрем для Аввакума "с товарищи" ижемцев и усть-цилемцев (Веселовский, с. 7).

Июня 8. Ижемский заказчик Ивашко Григорьев подал в Пустозерске от имени ижемцев и усть-цилемцев челобит­ную об освобождении их от строительства тюрем (Веселов­ский, с. 7).
Июня 22. Стряпчий Игнатий Волохов начал осаду Со­ловецкого монастыря.

Июля 4. В Новгородской чети и приказе получена че­лобитная попа Лазаря с сопроводительной отпиской пустозерского воеводы И. С. Неелова (ЦГАДА, ф. 137, № 78, л. 261 об.).
Июля 8. В Пустозерске получена вторичная грамота о необходимости "тюрьма устроить и избы поставить, как мочно" (Веселовский, с. 8).

Ноября 1. Неронов возведен в архимандриты Данилова Троицкого Переяславль-Залесского монастыря (Строев, стб. 668).

1669
Января 23. Из Пустозерска послана память "заказщику" Ижемской и Усть-Цилемской слободок, чтобы "по первому водяному пути лес... приплавили без всякого ослушанья" (Веселовский, с. 8).

Марта 3—4. Смерть царицы Марии Ильиничны (Милославской).
Марта 10. Усть-цилемцы и ижемцы сообщили пустозерскому воеводе, что они послали челобитчика в Москву и ожидают ответа, "а лес готовят" (Веселовский, с. 8).В ночь с четверга на пятницу второй недели Великого поста. — Так Аввакум датирует свое "видение" (после более десятидневного неприятия пищи): Бог "за темничное сидение" "вместил" в него ("покорил" ему) "небо и землю, и всю тварь", описанное в челобитной царю 1669 г. (РИБ, т. 39, стб. 763—764).

Мая 3. Запрещен подвоз припасов на Соловки.

Июля 4. Из приказа Сыскных дел получена грамота о немедленной постройке тюрьмы в Пустозерске (Веселов­ский, с. 9).Июля 6. Заказчик Никонка Кондратьев и ижемские и усть-цилемские мирские люди подали пустозерскому вое­воде "скаску" о том, что они "великого государя указу грамот не нарушают, а с пустозерцы ссыльным людем тюрьмы не делают" (Веселовский, с. 9).
Июля 10. В Пустозерске получена царская грамота — ответ на челобитье ижемцев и усть-цилемцев, предписываю­щий воеводе "сыскать" по писцовым книгам, участвовали ли раньше ижемцы и усть-цилемцы в совместных с пустозерцами строительных работах, если да, то "велено всякие поделки делать", а если нет — "делать не велеть" (Веселов­ский, с. 8).Июля 28. В Ижемской слободке получена царская гра­мота о взятии у попа Лазаря "скаски" "за ево рукою", о ко­торой он сообщал при подаче челобитной (Веселовский, с. 13).
Июля 31. Приказание пустозерского воеводы И. С. Нее­лова ("память") сотнику Феодору Акишеву взять у попа Лазаря "скаску" (Веселовский, с. 14).

Августа 7. Поп Лазарь направил царю челобитную (вторично) о том, что воевода Иван Неелов отказывается без предварительного прочтения послать его "скаски" за его печатью ("за узлом") о "великом духовном и тайном царском деле" и о том, что жена его "Домница" "с робята" пятый год живет "без корму и без подворья" и нуждается в переводе "в русские городы" в "миру кормитца" (Веселовский, с. 4 14-16).
Август. Послана отписка пустозерского воеводы Ивана Савиновича Неелова в Москву о том, что пустозерцы тюрьму и избы ставят, а задержка с постройкой произошла по вине ижемцев и усть-цилемцев (Веселовский, с. 10).

Лето. Сыновья Аввакума Иван и Прокопий "прибрели" из Москвы на Мезень.

Сентября 1. Письмо дьякона Феодора к семье Аввакума в Окладникову слободку на Мезень о получении "крупок овсяных" и другого "запассцу", о беседе его и Аввакума с мезенцем Поликарпом "нощию" в доме "брата Алексия", о постройке для них тюрем, о посылке Аввакумом с "сотни­ком старым" (Феодором Акишевым) послания царю и о по­сылке списка с него к семье с Поликарпом и с ним же книги "Ответ наш о православних догматех" для переписки и отсылки "верным" в Соловки и в Москву, об отправке Ла­зарем писем царю и патриарху, о том, чтобы давали "спи­сывать верным человеком" и "списовали бы добрым письмом", и о другом (Барсков, с. 67—70).
Сентября 20. Стрелецкий сотник Ларион Ярцов и де­сятник Сенька Тимофеев со стрельцами Онтипкой Микитиным, Митькой Михайловым, Исачкой Григорьевым и др. прибыли в Пустозерск "на караул к ссыльным", к Аввакуму "с товарищи", в перемену караула сотника Фео­дора Акишева (ЦГАДА, ф. 141, № 467, л. 748).

Октября 14. В Новгородской чети получена сказка попа Лазаря о том, что пустозерский воевода Иван Неелов не от­правляет без прочтения его "церковное великое и великого государя тайное слово", сопровождаемая воеводской от­пиской, в которой Неелов просит разрешения взять у Ла­заря написанное "за ево печатью за узлом" (Веселовский с. 16—17).Октября 17. Состоялся доклад в Новгородской чети о промедлении в постройке тюрьмы в Пустозерске (Веселов­ский, с. 12).

Ноября 25. Доклад в Новгородской чети по челобитью попа Лазаря относительно его сказок о "великом государеве церковном и о патриаршем духовном делах" и о переводе его жены Домницы с детьми в "русские городы и в миру кормитца", и последовавшее решение — "велеть у нево взять скаска, и прислать к Москве" (Веселовский, с. 16—17).

Не ранее 1669 г. Иноком Авраамием закончено состав­ление сборника "Христианоопасный щит веры", где он при­водит два сочинения Аввакума (первая челобитная царю Алексею Михайловичу и "Записка о заточениях и расстрижении и сношениях с Лазарем и Епифанием после первой их казни"), упоминает об ответном послании Аввакума Андрею Плещееву (в сборнике слов Спиридона Потемкина, слово пятое) и пытается доказать несправедливость возве­денных на Аввакума собором обвинений и церковного про­клятия, называя Аввакума священным страдальцем, стра­жем церкви, который, не стыдясь, сказал правду царю (Материалы, VII, с. X, 114, 183, 213—214).Иларион возведен в сан митрополита Рязанского (Малы­шев, 7, с. 379).

1670
Января 2. Смерть Ивана Неронова (Материалы, I, с. 305).Февраля 6. В Пустозерске получена грамота о взятии у попа Лазаря сказок о "церковном великом деле и о твоем, великого государя, тайном слове и патриарше духовном деле" (Веселовский, с. 19).Инок Авраамий вместе со своими учениками арестован и заключен под стражу на Мстиславском дворе за сно­шения с Аввакумом (перехвачены его хвалебные письма Аввакуму с вопросами ему) (Материалы, VII, с. VIII, XXVI).

Февраля 21. Жена попа Лазаря Домника Михайловна подала в Пустозерском остроге, в съезжей избе, челобитную царю о переводе ее "саму четверту с робяты" из "Пустоозерья" в русские города, чтобы "нам, бедным, было где мочно в миру прокормиться", ибо здесь "помираем голодом, и холодом, и наготою" (Веселовский, с. 17—18).Сказки попа Лазаря отправлены в Москву с приставом Герасимом Лютово (Веселовский, с. 17—19).
Февраля 23. Стрелецкий полуголова Полтева приказа Иван Кондратьевич Елагин получил в Тайном приказе 50 рублей "государева жалованья" на поездку на Мезень и Печору ("для посылки кевронской и мезенской") для со­вершения казней над сторонниками Аввакума.

Март, вторая половина. Казнь (через повешение) Фео­дора Юродивого и Луки Лаврентьевича на Мезени. Сыновья Аввакума Иван и Прокопий, также приговоренные к пове­шению, "повинились" и были вместе с матерью "закопаны в землю" (посажены в земляную тюрьму); у Анастасии Мар­ковны и сыновей, Ивана и Прокопия, "взяты скаски за ру­ками" в Сыскной приказ о том, что она и дети "соборней и апостольской церкви ни в чем не противны" (ЦГАДА, ф. 217 (Новгородский приказ 1683 г.), №1, л. 1; РИБ, т. 39, стб. 61—62, 130, 210—211; Робинсон, с. 286).13

Апреля 1. Пристав Герасим Лютово доставил в Новго­родскую четверть "сказки" Лазаря и его жены Домны (Веселовский, с. 18—19).
Апреля, около 10 числа. Приезд в Пустозерск стрелец­кого полуголовы Ивана Кондратьевича Елагина "со стрель­цами" для совершения казни узников. По словам Епифания, Елагин, "приехав к нам, и взяв нас ис темниц, и поставил нас пред собою, и наказ стал прочитати". После этого, до казни 14 апреля, "три дни нудил нас всяко отврещися святыя веры Христовы старой" (Робинсон, с. 198, 195; Ма­териалы, VI, с. 223—225).
Апреля 14. Аввакум взят полуголовой Иваном Ела­гиным из тюрьмы, вместе с Епифанием, Лазарем и Феодо­ром, и поставлен перед плахой для зачтения приговора и исполнения публичной казни ("перед всем народом пустозерским"). Указано Аввакума "вместо смертной казни" со­держать в земляной тюрьме на хлебе и воде; отвели тут же в темницу. Лазарю, Феодору и Епифанию вырезали языки (второй раз) и отсекли пальцы правой руки (Робинсон, с. 198; РИБ, т. 39, стб. 713—716; Материалы, VI, с. 225).
Апреля 15. Новгородский приказ доложил царю Алексею Михайловичу о получении из Пустозерска двух сказок попа Лазаря "ево, Лазарева, письма рукою". Государь, "выписки слушав", указал отдать сказки чудовскому архимандриту Иоакиму "да думному дьяку Лариону Иванову", что и было исполнено "того ж числа" (Веселовский, с. 20).
Апреля 21. Этим днем Епифаний датирует свое видение Богородицы и отсеченных перстов.

Августа 1. Григорий Михайлович Неелов, стряпчий рей­тарского строя, стрелецкий голова, принял Пустозерское воеводство от московского дворянина Ивана Саввиновича Неелова. В сдаточной "описи предметам" сказано: "Да в осо­бой тюрьме, в розных осыпных избах, ссыльные люди, бывшей протопоп Аввакум, роспопа Лазарь, роздьякон Федька, бывшей старец Епифаней за караулом Московского сотника стрелецкого Лариона Ярцова и московских стрель­цов — десятника Сеньки Тимофеева с товарищи". В "описи" упомянуты также "в тюрьме Киприян Нагой" и "ссыльные люди": Пименко Суконников с сыном Стенькою, "нищей" Юшко Федоров, жена Лазаря Домника, человек ее Стенька и бывший благовещенский сторож Андрюшка Самойлов (ЦГАДА, ф. 141, № 559, л. 1).
Апреля 16 ("в третий день" после казни). Аввакум на­вестил Лазаря в его темнице, "во рте" у него "гладил рукою" нашел, что "говорит по-старому, чисто" (РИБ, т. 39 стб. 717-718).
Августа, после 12 числа. Инок Авраамий, описывая свой допрос в Чудовом монастыре Крутицким митрополитом Пав­лом, вологодским архиепископом Симоном, чудовским архи­мандритом Иоакимом и думным дьяком Иларионом Ивано­вым, сообщает о том, что "власти" ставили ему в вину связь с Аввакумом и преклонение перед ним, на что он ответил им, что считает "отца Аввакума" за "истинна Христова уче­ника", осуждение и проклятие его собором не признает справедливым, верит ему, и "сего ради" обращается к нему с разными вопросами (о Никоне-антихристе и др.), хотя "от него научитися всякому доброму делу". Авраамий при­водит отзыв "властей" о себе и Аввакуме, по которому он поставлен в один ряд с протопопом: "ведь у вас из еретишков тех толко Аввакум да черничишко то Аврамей, да и те бедные, не позная истины, заблудили от праваго пути" (Материалы, VII, с. XXVII, 389, 403, 413).Не ранее последней трети указанного года. Инок Авра­амий в челобитной царю указывает, что "священный стра­далец и от Бога помазанный протопоп Аввакум" и прочие с ним "страдальцы" "возвещали" ему, "дабы... умирил... миром... церковь, а не мечем", но царь "благаго их совета удалился", за что и получил "пагубные беды в державе" (Материалы, VII, с. XXVIII, 261—263). С такими же эпи­тетами Аввакум упоминается в выписке из сочинения инока Авраамия об антихристе (там же, с. 427). В послании "к некоему боголюбцу" Авраамий просит поминать "в молит­вах своих" более всего "начальных страдальцов" — Авва­кума, Лазаря, Феодора, Епифания и Трифилия (Материалы, VII, с. 426). То же повторяет он в посланиях к боярыне Морозовой и к "некоей дщери Христовой", написанных одновременно в заключении на Мстиславском дворе (Мате­риалы, VIII, с. 370; Смирнов, Внутренние вопросы, с. LXXII, 012-013).

Конец 1670 года. Казнь инока Авраамия в Москве, на Болоте.

1671
Января 22. Брак царя Алексея Михайловича с На­тальей Кирилловной Нарышкиной.

Июня 6. Казнь Степана Разина в Москве

.
Ноября 16, "в ночь". Ф. П. Морозова и Е. П. Урусова взяты под стражу и после заключения в подклете дома Ф. П. Морозовой (дом находился в Белом городе, вблизи церкви Георгия на Горке) и допросов в Чудовом монастыре перевезены — первая на подворье Псково-Печерского мо­настыря (находилось в Белом городе), вторая — в Алексеевский женский монастырь, что вблизи Кремля, на "Чертолье" (Мазунин, Заметки, с. 153—154).14

1672
Февраля 17. Смерть патриарха Иоасафа II.

Июля 7. Возведен в патриархи Питирим.

Октября 17. Постановка при царском дворе "Комедии об Есфири" пастором Немецкой слободы Иоганном Грегори.

Декабря 22. Чудовский архимандрит Иоаким Савелов хиротонисан в митрополиты Новгородские.Детям Аввакума: Афанасию, Агриппине, Акулине, Аксинье, жене сына Ивана Неониле с дочерью Марьей и трем домочадцам (Тимофею и Аксинье, имя третьего неиз­вестно) "велено" давать "поденной корм" из мезенских та­моженных и кабацких сборов: членам семьи Аввакума "по 6 денег на день", а домочадцам "по 3 деньги надень человеку" (ЦГАДА, ф. 217, № 1, 1683 г., л. 2).15Смерть Ивана Глебовича Морозова, сына Ф. П. Морозо­вой (Мазунин, Заметки, с. 149).

1673
Апреля 19. Смерть патриарха Питирима.

Июня 4. Смерть митрополита Илариона Рязанского.
Июня 21. Смерть Ф. М. Ртищева.
Июнь. Феофания, в миру Фекла Пашкова, жена воеводы Афанасия Пашкова, значится игуменьей Вознесенского кремлевского девичьего монастыря в Москве. Умерла в этом сане 14 сентября 1685 г. (Строев, стб. 223).161674Июля 26. Возведен на патриаршество Иоаким.

1675
Июля 7, "в среду". Казнь (отсечением головы) юроди­вого Киприана "Нагого" за приверженность к проповеди старообрядчества в селении Ижма Пустозерского воевод­ства (РИБ, т. 39, стб. 424; Смирнов, Внутренние вопросы, с. XVII).

Середина года. Ученик и духовный сын Аввакума ни­жегородец Семен Иванов сын Крашенинников пострижен под именем Сергия в монастыре Живоначальные Троицы в Олонецком уезде игуменом Досифеем (Материалы, IV, с. 299).

Сентября 9. Смерть митрополита Павла Крутицкого.
Сентября 11. Смерть Е. П. Урусовой в Боровской тюрьме (Материалы, VIII, с. 202).

Ноября с 1 на 2. Смерть Ф. П. Морозовой в Боровской тюрьме (Материалы, VIII, с. 202).
Ноября 10 (?). Смерть Епифания Славинецкого.

Декабря 1. Смерть М. Г. Даниловой в Боровской тем­нице (Материалы, VIII, с. 202). 

(Продолжение следует).    





Это статья с сайта ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО
http://edinoslavie.ru

URL этой статьи:
http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=581