О возвращении к созыву Учредительного собрания и возможности восстановления мона
Дата: 11/11/2017
Тема: Самосознание и вера


Осенью 2017 года вышла в свет книга Леонида Севастьянова «Параллельная история России, или Вера моих отцов», в которой показаны перипетии истории России через призму истории старообрядчества. Автор приводит наиболее спорные и дискуссионные моменты преследования инакомыслия в нашей стране, а также показывает роль старообрядцев в истории российского предпринимательства и хозяйства.

Презентация книги на телеканале Царьград

Леонид Севастьянов — выходец из потомственной старообрядческой семьи, предприниматель, меценат, общественный деятель, руководитель Благотворительного фонда Григория Богослова и общественной организации «Сохраним жизнь вместе». Сегодня Леонид Михайлович отвечает на вопросы редакции сайта «Русская вера».

 

От редакции «Православного Старообрядчества:

Не все мысли и выводы Леонида Михайловича являются бесспорными, но то, что касается осознания своей идентичности, сохранения традиций и образованности православного старообрядчества несомненно достойны пристального внимания.

 

 



Осмысление идеологии старообрядчества

 

- Добрый день, Леонид Михайлович! Как возникла идея написания книги, и чему в первую очередь она посвящена?

Идея написания этой книги возникла у меня 8 лет назад, когда я пытался ответить не только для себя, а в целом для окружающих, в чем заключается главная особенность старообрядчества, его дефиниция в современном мире культурных и религиозных различий. Выяснилось, что в современном мире очень непросто показать особую ценность обрядовости. Благодаря глобализации мы видим и знаем огромное количество культур, взглядов, религиозных и бытовых особенностей народов, от которых порой голова может пойти кругом. В XVII веке с этим было проще. Во времена церковного раскола, когда старообрядчество выделилось в отдельное духовное и церковное движение, российское общество было еще очень монолитным. Соответственно, обрядовые различия между старой и новой верой были более чем очевидны. Были гораздо яснее и понятней человеку, чем в современном обществе, которое не является монолитным, где каждая соседская семья даже на одной лестничной площадке имеет свои представления, свои верования, свои традиции.

Соответственно, для наших современников становится совершенно непонятным, почему люди могли идти на костер ради буквы и до сих пор не хотят идти на какой-то обрядовый компромисс с официальной Церковью. Я попытался в своей книге разобраться в этом вопросе, чтобы доказать, что обрядовая составляющая не была ключевой при возникновении и развитии старообрядчества.

С самого начала староверы имели свои идеологические особенности и пытались донести их до окружающего мира.

Конечно, книга не является строго научным трактатом, это скорее попытка историософского осмысления старообрядческого феномена, попытка найти его место в современном мире.

 

Русская культура не уступает западной

- Каким образом, по-Вашему, следует рекламировать русские традиционные ценности, как в самой России, так и за рубежом?

Я считаю, что лучшая реклама — это, прежде всего, непосредственное личное следование традициям самим русским и в данном случае староверам. Причем традиция должна присутствовать у людей максимально органично, естественно, не должно возникать ощущение «ряжености».

Я считаю, что лучше всего рекламировать русские традиции через свой стиль жизни.

К сожалению, в самом старообрядчестве есть сейчас проблема такого отношения к традиции. Люди своих традиций придерживаются в лучшем случае по субботам и воскресеньям, а в остальное время им изменяют, стараются вести себя как все, замаскироваться в толпе обычного социума.

На мой взгляд, самая лучшая реклама русских традиций — это следование им. Прежде всего это касается русской речи, русских культурных предпочтений, русской кухни.

Сегодня, например, многие москвичи посещают итальянские рестораны, потому что русской кухни такого уровня и популярности нет. Было бы здорово, если бы кто-то взялся за реализацию идеи ресторанов русской кухни достойного уровня или информационной пропаганде русской кухни. Сейчас мы ставим оперу Рахманинова «Алеко», а на самом деле староверы 100 лет назад очень много инвестировали в русскую музыкальную культуру, включая оперу, пытаясь показать самобытность русских традиций вопреки засилью «итальянщины».

К сожалению, влияние итальянской и немецкой гармонизации сильно в русской музыкальной культуре до сих пор, остается оно как пережиток и в песнопениях Русской Православной Церкви. Так вот, староверы всегда пытались противостоять этой традиции, показать, что русская музыкальная культура не только самобытна, но и по качеству не уступает западной культуре.

 

Образование и просвещение — главные задачи современного старообрядчества

 

 - Что старообрядчество может сделать для рекламы русских традиционных ценностей?

Проблема самого старообрядчества прежде всего в осознании своей идентичности, об этом я пытаюсь рассказать в своей книге.

Кто такой старовер? Как он должен себя вести в современном мире? — В современном старообрядческом сообществе бытует мнение, что старовер должен просто спасать свою душу: молиться в подручник, поститься по уставу, посещать службу по расписанию. Вот и всё его предназначение. Но 100 лет назад староверы думали совершенно по-другому. Я говорю об этом в своей книге. Они очень активно вели себя в социуме, во всех сферах жизни, прежде всего в бизнесе — 60% капитала принадлежало староверам. Политические и общественные деятели из старообрядцев создавали свои партии, выпускали газеты, журналы, поддерживали светские СМИ, которые отражали их чаяния и интересы.  

В 1912 году года была создана подконтрольная старообрядцам «Партия прогрессистов», реально прогрессивная и очень влиятельная. Даже участие старообрядцев в февральской революции — это положительный фактор. Он говорит о том, что староверы были готовы развивать и совершенствовать общество. Также нельзя представить русскую культуру Серебряного века без старообрядчества. Музыка, живопись, литература — везде старообрядцы и выходцы из старообрядческой среды выступили активно либо как непосредственные творцы, участники культурных сообществ, либо как покровители и меценаты.

 

Староверы на рубеже веков были очень активны, старались показать старообрядчество не просто как религию, но как образец, прототип последующего развития общества. Но вовсе не как какую-то закрытую секту, которую вообще не интересует общение с внешним миром. То, что сейчас некоторые старообрядцы считают, что нужно жить замкнутой группой, общаться с внешним миром не стоит, явление ненормальное. То, что недавно на Рогожском был запрещен кинофестиваль им. Савы Морозова, показывает слабость, страх перед возможностью старообрядчества как-то реагировать на проявления внешней культуры, оценивать их и выражать свое мнение. Это сектантский взгляд, он не был никогда старообрядческим. Главная причина этого, на мой взгляд, — появившееся в последние десятилетия негативное отношение к образованию, и я это знаю по себе. Когда я учился в школе, у меня был духовным отцом священноинок Севастиан, я помню, как он говорил:

Учиться — это плохо, я  три класса окончил — и нормально, научился писать — и ладно. Всё равно антихрист уже завтра придет.

Анализируя такие высказывания, я считаю, что это еретический взгляд. Сам призыв из Евангелия: «Познайте истину». Истина — это поиск знания о мире, который сотворил Бог. Возьмите любую область: физика, химия, даже генетика — это всё сотворил Бог, а значит это можно и нужно исследовать. Это фактически Божественный призыв к исследованию и образованию. В своей книге я также рассказываю, что огромное количество ученых были староверами, те же Рябушинские внесли огромный вклад в науку. Павел Павлович Рябушинскийвообще стоит у основ атомной энергетики. При этом он был председателем совета Рогожской общины.

А сейчас среднестатистический старообрядец становится неконкурентоспособным. Ему комфортно только в своем кругу, где можно закрыться от всех посторонних. Он уже не способен к диалогу с внешним миром, боится на том же кинофестивале сказать, где черное, а где белое. Все запретить — это не христианский взгляд. Поэтому старообрядчество должно инвестировать все свои последние силы, которые остались, в образование и просвещение членов Церкви. 

На проповедях митрополит, священники должны призывать молодежь к образованию, всячески способствовать образовательному процессу. Не нужно бояться, что молодежь будет получать хорошее образование. Даже если кто-то отойдет от старообрядчества, большинство останется и принесет пользу сторицею. Думаю, что образование должно стать фактором, который поднимет старообрядчество.

 

В своей книге, в заключительной статье, я об этом тоже говорю, анализируя, между прочим, связь старообрядчества с евреями. На самом деле связь была очень тесная, даже если судить по ростовской общине. Там на одной улице были два старообрядческих храма и синагога. Такие случаи были не редкостью, когда евреи селились неподалеку от старообрядцев, потому что к ним отношение было примерно одинаковым, и было взаимное влияние. Я в книге пишу о том, что евреи многое взяли у староверов: быт, устройство и образование, начетнический подход.

Старовер — это начетчик, старовер всегда был образован.

Сейчас я работаю в архиве, исследую биографию своего деда, который был казаком лейб-гвардии, и обращаю внимание на поголовную грамотность староверов. Необразованность была совершенно исключительным случаем. Так вот и получается, что в старину образованность считалась нормой, об этом писалось во всех старообрядческих сочинениях, а сегодня внешний человек приходит к староверам и видит совсем другое, нежели написано в книгах, видит фольклор и только. Видит неграмотное духовенство, выражающее негативное отношение к образованию. Я считаю, что это главная проблема, которую нужно решить. Но боюсь, что это непросто изменить. Так вот, мой дед был старовером, но его взяли в лейб-гвардию по интересной причине — он играл на трубе в казачьем оркестре. Тогда игра в оркестре воспринималась совершенно адекватно. Рассказывают, что имеется предание, что митрополит Амвросий играл на фортепиано. Иногда его употребляют в негативном контексте. Ну а что тут плохого? Фортепиано — это гармония, гармония — то, что создал Господь.

 

- В этом году исполняется 100 лет февральской и октябрьской революции, в следующем — 100 лет со дня начала гражданской войны. Какие уроки мы должны вынести из этих событий 100-летней давности?

Сегодняшние настроения в обществе, напряжение в спорах показывает, что примирение не наступило, и идеологически гражданская война, начавшаяся 100 лет назад, еще не закончилась. Наше общество всё также расколото на приверженцев белой идеи и красной, на капиталистов и коммунистов, на западников и славянофилов. Я в своей книге в нескольких статьях пытался донести, что в принципе идеологический спор не является трагедией, если он существует в рамках диалога, соперничества концепций, цивилизованных дискуссий. Если он не приводит к уличным столкновениям и геноциду. Староверы, которые участвовали в февральской революции, которые организовывали процесс политических реформ, как раз об этом и говорили. В принципе после февраля 1917 года всё общество готовилось к Учредительному собранию, где должны были обсуждаться все вопросы по всем сферам, как управленческим, так и национальным и религиозным.

 

Вся власть — учредительному собранию!

- Сейчас произносится вопрос: не вернуться ли нам к идее Учредительного собрания?

Несомненно. Россия должна вернуться к идее Учредительного собрания. И большевики для меня являются злом, даже не потому, что они придерживались левой идеи, которой я не придерживаюсь, а потому что без всякого права разогнали Учредительное собрание. Заявили, что только их идея является истинной и верной, а все остальные должны быть истреблены. Гражданская война была в основном, как ни странно, между большевиками и эсерами. То есть экономическая повестка и у тех и у других на тот момент была идентичной. Разница была в том, что эсеры были более цивилизованными, говорили, что все дискуссии должны вестись в парламенте, побеждать надо на выборах. А большевики говорили: «Нет, власть надо брать путем военного переворота». Поэтому я осуждаю большевиков. Почему Ленин разогнал Учредительное собрание? Несмотря на то, что они уже контролировали избирательный процесс, их было меньшинство, а большинством были эсеры. Большевики проиграли выборы, поэтому разогнали Учредительное собрание, — это, конечно, страшно, потому что это были совершенно аморальные люди, без этических норм.

Но дискуссии сами по себе полезны. Путем диалога, а иногда и соперничества происходит открытие новых идей и совершений. Если мы посмотрим на развитие мировой политики, то увидим, что даже противостояние СССР и США дало огромное количество открытий, включая овладение ядерной энергией, освоение космоса, распространение цифровых технологий и так далее. Поэтому, на мой взгляд, 100-летие революции должно иметь своим итогом возвращение к отправной точке этой эпохи — к созыву Учредительного собрания. После того, как белые испытали на себе разгон Учредительного собрания и коллапс той России, а красные испытали в 1991 году то же самое в виде беловежской пущи и распада СССР, мы, наконец, должны прийти к какому-то консенсусу, пусть это будет собор, съезд, конституционная ассамблея, где решается форма управления обществом. Мы определенно должны вернуться к идее Учредительного собрания.

 Конституционная монархия может стать сверхсимволом, скрепляющим Россию и её народы

 

- В последнее время внимание общества приковывается к третьестепенным медийным событиям, типа фильма «Матильда». Действительно ли подобные явления достойны широкого освещения, обсуждения в самых высоких эшелонах власти?

Знаете, у меня к «Матильде» двоякое отношение. С одной стороны, сам фильм считаю дешевкой, но я рад, что из-за «Матильды» и других подобных картин происходит возврат интереса к монархической теме. Как ни странно, я придерживаюсь по своим взглядам политическим, экономическим партии прогрессистов, то есть партии Рябушинского, но эта партия была монархической. Совершенно неправильно считать, что в феврале свергалась монархия, так получилось, что в итоге она была свергнута, но в феврале монархию никто не свергал. Главное требование прогрессистов — конституционные гарантии. В свое время они давались царем Николаем II, а потом сворачивались. Он не держал свое слово, в октябре 1905 года дает выборное право (Думу), а потом начал разгонять, менять законы. А люди не глупые, должны быть гарантии, что слово царя что-то стоит. С одной стороны, монархию никто не свергал. На самом деле до самого последнего момента тот же Гучков, Рябушинский оставались монархистами.

Павел Павлович Рябушинский (1871–1924), старообрядец, меценат, политический деятель и один из богатейших людей Российской империи

Павел Павлович Рябушинский (1871–1924), старообрядец, меценат, политический деятель и один из богатейших людей Российской империи

Я считаю, что в России необходимо возвращать монархию, но не как абсолютизм, а как конституционную монархию, в статусе объединяющей силы. Проблема в том, что монархию в нашей стране ассоциируют с династией Романовых. А монархии более 10 тысяч лет. Романовского правления в России было всего 300 лет. Романовская монархия ассоциируется с абсолютизмом. Монархия Рюриковичей, по крайней мере до Ивана Грозного, не была абсолютной, а как раз была более парламентской. Монархии были разными. Византийская была выборной монархией, монархия Римской империи тоже была выборной, династии не всегда передавались от отца к сыну, был такой процесс усыновления. Выбирали нового, допустим, в Римской империи император мог усыновить нового приемника.

Самая живучая монархия — это Ватикан. Все помнят, что Папа римский — глава церкви в Ватикане, но забывают, что он и глава Ватикана, так же как английская королева глава не только государства, но и церкви.

В Ватикане выборщиками главы государства Папы являются кардиналы. Кардинал — это выборщик. Раньше кардиналом мог быть мирянин, сейчас кардинал — диакон, священник или епископ. То есть дается мандат, что из их среды будет выбираться следующий Папа. Нет ничего плохого, если подобная система будет и у нас. Человек, служа государству всю жизнь, становясь, условно говоря, Героем России или Труда, получает статус выборщика, а также имеет право быть выбранным монархом. Таким образом, всем становится понятен механизм вхождения в эту элиту. И он не династический, не клептократический, не олигархический. Из этой элиты, лучших людей страны, выбирается самый лучший. И понятно, что при такой монархии законодательным органом остается Дума и так далее.

Для такой огромной страны, как Россия, монархия, как символ, просто необходима, потому что у нас многоконфессиональная, многонациональная, многокультуральная страна! Необходим сверхсимвол, который объединял бы нации, всю страну.

Возвращаясь, я считаю, что «Матильда» имеет положительный эффект, потому что начал подниматься вопрос монархии.

 

- С другой стороны, как Вы считаете, должно ли быть общественное регулирование в сфере кинематографа и театра, когда речь идет о масштабных проектах, реализуемых на государственные средства, фактически на Ваши с нами налоги?

Вопрос двоякий. Конечно, у художника должна быть свобода творчества. Но другой вопрос, на чьи деньги. К примеру, сейчас наш Фонд святителя Григория Богослова также занимается культурными проектами, мы придумываем идею и ее воплощаем за свои деньги. Например, в прошлом году мы ставили оперу «Русалка», чтобы привлечь внимание к проблеме абортов в России, но мы это делаем за свои деньги. Все равно существует принцип: «кто платит, тот и заказывает музыку». Соответственно, если деньги дает государство, то оно является заказчиком.

Посмотрите, как были созданы произведения искусства, например, Микеланджелои Рафаэля, они свои шедевры создавали по заказу. Семья Медичи заказывала им расписать что-то, и художники за деньги исполняли эти заказы. Они творили не сами по себе. Если фильм снят на государственные деньги, то государство имеет право говорить, о чем должен быть фильм. И так во всех странах, включая Америку. Если человек делает на свои деньги, то имеет право самовыражаться, как хочет. Но если у тебя есть госзаказ или заказ спонсоров, будь мил сделать, как просят. Если считаешь, что твое искусство так мегаценно, найди единомышленников, сейчас это легко делается, есть интернет-аукционы, где человек выставляет свою идею и ему присылают средства. Вот такой подход.  

10 ноября 2017г.

http://ruvera.ru/articles/lsevastyanov_interviu

 

 







Это статья с сайта ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО
http://edinoslavie.ru

URL этой статьи:
http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=811