О ЗНАМЕНИ "ПАРАКЛИТ"
Дата: 28/12/2017
Тема: Знаменное пение


Обычно человеку неинтересно знать, как устроен телевизор или автомобиль. Ему хочется нажать на кнопку и просто смотреть, или завести и поехать; а что там под капотом, или какие там электроны да пиксели — мало кого интересует. Это интересует сборщиков, наладчиков, изобретателей.

Старообрядческий хор г.Ижевска, из архивных фотографий

Старообрядческий хор г.Ижевска, из архивных фотографий



Такая расстановка вещей существовала всегда, и так всегда и будет. Поэтому теория пения всегда отставала от практики, во все века. Но стремление к тому, чтобы церковный хор пел как можно лучше, часто присутствует, поэтому время от времени возникает необходимость обучения певцов. Да и не только певцам полезно знать некоторые вещи. К примеру, знание всеми молящимися какого-то текста делает слух менее придирчивым к дикции хора.

Для того, чтобы на клиросе было как можно больше ведущих певцов (а не статистов), и с тем, чтобы повысить тем самым качество исполнения богослужебного пения, предлагаю серию лекций по теории знаменного пения. Предполагается, что отдельные лекции будут посвящены некоторым крюкам: Параклиту, Крюку, Стопице, Статие, Стреле; а также некоторым особым темам: осмогласию, фитам, лицам и пр. 

 Сегодня мы поговорим о знамени Параклит.

  Всякое дело начинается с молитвы

Михаил Федорович Никонов (1935-2012 гг.) — известный в старообрядчестве учитель знаменного (столпового и демественного) пения; головщик Нижегородского Успенского храма; много внимания уделял изучению священного писания, особенно о последнем времени

Михаил Федорович Никонов (1935-2012 гг.) — известный в старообрядчестве учитель знаменного (столпового и демественного) пения; головщик Нижегородского Успенского храма; много внимания уделял изучению священного писания, особенно о последнем времени

Начиная занятия с Михаилом Федоровичем Никоновым около десяти лет назад по изучению знаменного пения, мы всегда, перед каждым занятием, пели молитву «Царю небесный». Это была одна из самых первых стихер, которую с нами стал разучивать Михаил Федорович. То есть, мы перед учебой испрашивали помощь у Бога — «прииди и вселися в ны» — молитвой, обращенной к третьей ипостаси — Святому Духу.

Потом какое-то время перед занятиями мы пели антифон 4-го гласа — «Святым Духом» демественного распева, затем какое-то время — «Днесь благодать Святаго Духа».

Призвание благодати Святого Духа уместно при начале разных дел, особенно при занятиях таким богоугодным делом, как пение. Последней нашей работой с Михаилом Федоровичем была запись кондаков и тропарей двунадесятым праздникам из «Обедницы». Мы подошли вплотную к тропарю и кондаку на праздник Святой Троицы. А эти две стихеры, на мой взгляд, являются наглядным пояснением к знамени — параклит. Поэтому было бы логично начинать занятия группы «Ликъ» в новых условиях с призвания благодати Святого Духа. Предлагаю к изучению новых стихер добавить более глубокое знакомство с крюками. А изучение крюков с давних времен принято начинать со знамени параклит.
 

Первое знамя азбуки

С параклита начинаются все древние знаменные азбуки. Происходит это из-за особенностей духовного восприятия этого крюка. Слово Параклит позаимствовано из греческого языка. Им именуется, как Утешитель, Святой Дух. Знамя же параклит истолковывается как «послание Святаго Духа на апостолов в день пятьдесятницы» и имеет благословляющее значение для всей знаменной нотации.

 

Как для молитвы и прославления Бога мы используем специально предназначенный для этого язык — церковно-славянский, так и для записи мелодий богослужебного пения мы используем специальную нотацию — знаменную. И открывает азбуку знамен, как и начинает многие стихеры, знамя параклит. Вообще роль знамен в пении является вспомогательной. Они нужны для напоминания мелодии и обучения новых певцов. Крюки знаменуют, то есть напоминают мелодию песнопений. А также играют свою роль в воспитательных целях, знаменуют собой некоторые действия, исполняя которые певцу легче научиться богослужебному пению. Для углубленного понимания того, что показывает (знаменует) нам параклит, еще раз вспомним знаменательное событие в истории человечества — послание от Отца Святого Духа на апостолов.
 

Горе от ума

Христос нам заповедал изучать Писание. Но изучать Писание можно лишь с помощью Священного Предания. Иначе можно заблудиться. Например, протестанты изучают Евангелие, но трактуют его «кто во что горазд». Изучение крюков, таким образом, подталкивает нас к изучению творений святых отцов церкви. Здесь необходимо напомнить еще про один важный момент — знание не всегда полезно! Об этом мы еще будем говорить с вами, когда станем рассматривать знамя стопицу. Но и сейчас коснемся этой темы.

Знания часто идут рука об руку с гордостию. К примеру, когда Адам и Ева жили в раю, они общались с Богом. То есть, я хочу сказать, что когда змей их прельстил познанием добра и зла, добро они и так уже знали. Нарушив первую заповедь, они познали зло. Что вкушать плод — это зло, они знали. Но теперь они его познали. Произошло грехопадение, получается, из-за тяги к знанию и из-за гордости: «будете яко бози, ведяще добро и зло» [1].

 

Прообразы и Промысел

Так вот. Вернемся к Параклиту и вспомним о послании Святого Духа на апостолов. В кондаке на праздник Святой Троицы говорится: «Егда сшед языки размеси, разделяше племена вышнии. Егда же огненыя языки раздая, в совокупление вся призва, единогласно славити Всесвятый Дух» [2].

В Библии часто можно видеть повторяющиеся какие-то события или прообразы других событий; многие географические места становятся неоднократными свидетелями знаменательных событий. Весь мир создан каким-то цикличным. Галактики, планеты, звезды вращаются. Дни недели оборачиваются (мы будем рассматривать это при изучении принципа осмогласия). Существуют такие понятия, как годовой круг, солнечный индиктион, лунный индиктион и т.д. История, как многие замечают, приходит на круги своя. Одни события как бы замыкают другие. Человек погиб через женщину (Еву) и через древо (запретный плод), и получил спасение через женщину (Богородицу) и древо (Крест Спасителя). На горе, где Авраам чуть-было не принес в жертву сына Исаака, был воздвигнут Соломоном Храм с жертвенником. И т.д. и т.п.

Один из самых важных исторических циклов был открыт, когда Святой Дух сошел к людям, строившим башню до неба. О чрезвычайной важности этого события мы можем догадаться из текста Библии: «И сниде Господь видети град и столп, иже зидаше сынове человечестии. И рече Господь, се род един, и язык един всем, и се начаша творити и не престанут дондеже скончают. Приидете и изшедше смесим им ту языки их, да не услышат кождо друга своего. И разсея их от туду Господь полицу всея земли, и престаша зиждуще град и столп. Сего ради наречеся имя месту тому смешение, яко ту смеси Господь уста всех язык. И от туду разсея их Господь по лицу всея земли»[1].

Здесь как бы описан разговор Бога с самим собой. Подобное происходит, когда Господь решает создать человека. Поэтому делаю вывод, что столпотворение — очень важное событие для человечества. «Свыше показав единьственое, в триех богоначалных составех державу, Отче рекл еси равнодетельному Сыну Своему и Духу, придите сошедшее языки их размесим». Канон воскресной полуношницы гл.1 песнь 1.

При вавилонском столпотворении произошло разделение людей на народы (язЫки — по-славянски) посредством разделения речи на несколько языков. В день же сошествия Святого Духа на апостолов произошло объединение всего человечества в Единую Христову Церковь посредством Святого Духа, почившего на главах апостолов в виде огненных языков. «И егда скончавашеся день пятидесятницы, беша вси апостоли единодушно вкупе. И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом идеже бяху седяще. И явишася им разделении языцы яко огнени. Седе же на едином кождо их, и исполнишася вси Духа Свята. И начаша глаголати иными языки, якоже дух даяше им провещевати» [1].

Почему случилось это при наступлении Пятидесятницы? По толкованию святых отцов: «Понеже убо в день пятдесятница, дастся закон, Богу явльшуся и закону положившу, и Моисею скрыжали приемшу. Подобаше в той же день и Духа Святяго благодать христовем учеником и апостолом ниспослатися, да и господьство Духа покажется, и Божие явление явится, и покажется нераздельно естество Божия состава; в ветсем завете и новем, и в различных временах едино содевая согласие божественых словес. Яко же спас наш Исус Христос хотя исполнити святую страсть. Не изволи во ино время, себе вдати на страсть. Но в неже время древним дастся закон. Да явится яко Святый Дух и тогда закон положи, и ныне закон полагает» [3].

«Для чего же Он явился в виде огня? Для того, чтобы показать, что Он одного и того же существа с Тем, Кто над купиной явился также в виде огня. Почему же они приняли огненные языки не на уста, а на голову? Не на язык, то есть, не на физический орган дан Дух, чтобы не подумали, что они из своего чрева и из своих уст произносят то, чего не имели. Но как поднимающиеся на небо воды занимают вершины гор и уже с высот спускаются в долины, так благодать Духа, заняв верхнюю часть головы, как бы гору, распространилась потом на мозг, потом на уста, на сердце, и наполнила собой совершенно всего человека.

Почему же, еще повторяю, на голову? Потому, что апостолы рукополагались в это время в учители вселенной, а рукоположение свершается не иначе, как на голову. Почему же дар языков апостолы получили прежде других дарований? Потому, что имели разойтись по всем странам; как и во время столпотворения один язык разделился на многие, так теперь многие языки соединились в одном человеке... Не от себя говорили, но провещевали от Духа Божия, проповедуя, то есть уразумевая и провозглашая изреченные святыми пророками свидетельства о Христе» [4].

 

Язык

До всемирного потопа был один язык, один народ. И все люди были подвержены более легкому влиянию друг на друга. А человек быстрее учится плохому, чем хорошему. И дошло до того, что кроме Ноя не осталось на земле праведника. Разделение народов произошло, может быть, для того, чтобы обособить один народ от других, который впоследствии сохранит веру в Единого Бога.

Трипеснец на Лазареву субботу, песнь 8: «Ныне посылая ученики Христос, рече, отрешивше ми жребя приведите всести, да разрешю языком безсловесия, и покорю яко сын отцу». Что же, до этого все народы были бессловесные? Нет, конечно. Тут под безсловесием понимается неразумие, неверие в Еединого Бога. «Почто яко огнени, почто языцы? Понеже проповеданием бе спасение. Да образ скажет действо. Яко иным чином не дается Дух Святый видением язык, но о еже проповеданию процвести апостольским учением. И яже лишаеми быша рыбари ненавычением своею грубостию. Сия дадеся им их ради, да теми глаголемая различными яязыки, и приимение дарование имуще просвещати слышащих. Подобаше же и огненую силу имети,во еже снести сущии по всему миру тименный грех. И яко же огнь имать светлостную и горящую силу, сице и слово апостольское просвещаше верующая, и снедаше сопротивящаяся» [3].

Очень интересно само понятие «язык». В славянском языке слово «язык» означает как «речь» (русский английский, греческий), так и «народ» (англичане, скифы, арабы), а при изменении первой буквы я на z — ещё и орган речевого аппарата. В греческом языке слово γλώσσα — язык — 1.орган тела; 2.речь, наречие. Думаю во многих языках мира понятие языка-речи, языка-органа тела и языка-народа совпадает. Это вполне объяснимо. Когда произошло смешение языков, люди разделились по группам соответственно пониманию речи и простоты общения. Появились языковые границы общения. И общества говорящие на разных языках стали распознаваться и самоопределяться по языку-речи.

В ноябре 1999 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО провозглашен Международный день родного языка. С 2000 года этот день отмечается ежегодно 21 февраля. «Он призван содействовать языковому и культурному разнообразию, так как именно языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия». Повторю. Именно язык является самым сильным инструментом сохранения духовного наследия. Теперь понятно, почему Петровские реформы и становление советской власти сопровождались изменением грамматики и азбуки.
 

Благовестие

Вернемся к празднику Святой Троицы и Сошествию Святого Духа на апостолов.

Когда Святой Дух сошел на апостолов и они заговорили на разных языках, окружающие подумали, что они пьяны. Тогда апостол Петр, вставши, произнес речь, после которой многие присутствовавшие уверовали во Христа и приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начала устраиваться на земле Святая Церковь Христова. А называть этот праздник стали Троицыным днем, так как с этого дня раскрылось миру действие Пресвятой Троицы и люди научились поклоняться и прославлять три лица единого Божества: Отца и Сына и Святаго Духа. После сошествия Святого Духа на апостолов, они стали просвещать вселенную. И знаменное пение является отчасти проповедью. А знамя параклит является его первым знаменем, как знамя, развевающееся впереди полка. Итак, сошествие Святого духа на апостолов создало Единую Церковь, объединяющую всех людей земли, приходящих ко Христу, а знамя параклит объединяет все крюки в знаменную азбуку, с помощью которой записываются богослужебные мелодии.

Поэтому параклит одновременно несет на себе следующую смысловую нагрузку:

  • призывание к поющим Святого Духа;
  • благословение песнопения;
  • благословение всей знаменой нотации;
  • собирание под единый церковный кров знамен, попевок и фит, а также собирание в один хор поющих и призывание их на пропевание данной молитвы.

 

Иконография

Когда мы находимся в храме на богослужении, на нас воздействует одновременно вся окружающая атмосфера: весь строй богослужения, иконы и даже архитектура. Чтобы лучше уяснить себе значение параклита, посмотрим, как сошествие Святого Духа отобразилось в иконографии. Иконы, отражающие это событие, можно разделить на две категории, в зависимости от присутствия Богородицы. На одних иконах Сошествия Святаго Духа на апостолов Богородица изображается, на других нет.

Сошествие Святаго Духа на апостол. Золотая наводка на меди. Врата Рождественского собора, 1230 гг., Суздаль

Сошествие Святаго Духа на апостол. Золотая наводка на меди. Врата Рождественского собора, 1230 гг., Суздаль

На иконах, как правило, изображаются апостолы в два вертикальных ряда. Посредине внизу иконы изображены или двери, или решетчатое окно, за которым видна сплошная темнота. На фоне этой темноты можно увидеть либо две группы людей (двух людей): племена и народы — израильский народ и языческий мир; либо одного человека в царской короне — Космос, символизирующий все человечество. В руках он держит, как правило, белый плат, на котором лежит либо свиток, либо двенадцать свитков, означающих апостольскую проповедь.

Это выражение опять же той  мысли, что послание Святого Духа от Отца на апостолов, как обещал Исус Христос перед вознесением, есть момент создания Единой Соборной Апостольской Церкви, которая объединяет проповедью всю вселенную.

 

«Не вдаваясь в подробности и тонкости всех элементов композиции, обратим внимание на то, как формальная композиционная схема иконы передает ее внутренний смысл.

Главным в иконе является энергия Святого Духа, пронизывающая пространство образа сверху вниз. Пустое пространство на иконе становится каналом, по которому Святой Дух осуществляет «сошествие». Вертикальные и диагональные элементы композиции в совокупности передают активные нисходящие движения. Начинаясь в верхней части иконы с огненных языков, движение взгляда перемещается вниз и завершается на плате с двенадцатью свитками, символами апостольской проповеди Слова Божия» [5].

Иконописцы доносят до нас суть праздника — Господь явил людям свое благоволение через сошествие Святого Духа, и через апостолов научил православно поклоняться и славить три лица Единого Бога.

Кстати, никогда не задумывались, почему по 50-м псалме в субботу на Славе поем: молитв ради апостол, Милостиве, очисти множество согрешений наших?

Если богородичный праздник или на «И ныне», то «молитв ради Богородицы». Если какому-то святителю, то «молитв ради святителя». А почему в субботу не поем, например, «Отче, Слове и Душе...». Теперь становится понятно. Потому, что молимся на праздник — Воскресение Христово. А кто нам поведал о Воскресении? Апостолы.
 

Архитектура

Просмотрев несколько фотографий храмов, освященных во имя Послания Святого Духа на апостолов, поначалу ничего особенного не заметишь, если особо не разбираешься в архитектуре. Но как только посмотришь на храм, расположенный в Троице-Сергиевой ларве, то чувство восторга постепенно начинает переполнять. Как удивительно точно и лаконично был выстроен храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов в день пятидесятницы.

Посмотрите сами: видите?!

Над центральным местом храма, над куполом расположена звонница. Не как обыкновенно, над западной частью храма или вообще отдельно, а прям над куполом.

Как называют звон церковных колоколов? — Благовест. Что означает слово Евангелие? — Благая весть. Благая весть дошла до нас от апостолов, которые стали проповедовать на разных языках. А в звоннице висят колокола, которые благовествуют о христианской вере в Святую Троицу.

А чем они, колокола, проповедуют? Как называется било у каждого колокола? Да! Совершено верно! Язык! Колокольный звон — это проповедь! «И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом идеже бяху седяще. И явишася им разделении языцы яко огнени».
 

Певческое исполнение

Ставится параклит, конечно же, в начале песнопения, хотя может встретиться и в середине песнопения, но обязательно в начале певческой строки. Исполнение параклита, как правило, единостепенно, то есть один звук в ½ или ¾.

Для слаженности пения хором бывает полезно первый звук, то есть параклит, немного потянуть (¾), чтобы все певцы успели подстроиться к головщику. Иногда параклит имеет дополнительные знаки подчашия или подвертки, и, соответственно, нисходит (поется в два звука вниз, по ½ или по ¼ соответственно). Песнопения обычно не начинаются в самом высоком или в самом низком согласиях, поэтому параклит по высоте звучания находится в среднем диапазоне человеческого голоса. Чаще всего от сольки н(ре) до сольки п(соль). По рекомендациям старых азбук параклит поется «светлО и сановИто». Что бы это значило? Вспомним слово сановник. Представился важный солидный чиновник государевой службы. То есть петь параклит, а значит, начинать петь стихеру надо собравшись, подтянувшись, расправив плечи, понимая важность и полезность процесса пения — прославления Творца.
 

Связь знамен и текстов

Был такой император Восточной Римской Империи (Византии) с 886 года по 911, то есть примерно за сто лет до нашего равноапостольного князя Владимира, император Лев Мудрый, ученик знаменитого патриарха Фотия. Большой был любитель наук. Много чего хорошего он написал: каноны, стихеры, поучения. «Когда Левъ, въ память первой супруги, которую все считали благочестивою и святою, построил храмъ и перенесъ въ него останки ея; то по совету собора отцевъ переименовалъ новый храмъ храмомъ всехъ святыхъ, и съ того времени установлено праздновать память всехъ святыхъ во 2-ю неделю после Пятьдесятницы» [6]. К сочинениям Льва Деспота относится стихера на праздник Троицы «Приидите людие Трисоставному Божеству поклонимся» восьмого гласа. Это очень красивая и сильная по догматичесскому смыслу стихера. В заключительных словах этой стихеры «Тройце Святая, слава Тебе» на слове Троица распевается красивая фита, которая по месту нахождения в этой стихере получила название свое — троична.

Вообще, надо сказать, фиты — пространные мелодические обороты — оправданно присутствуют в кульминационных или просто в значимых местах (словах) песнопений, как бы разукрашивая и иллюстрируя текст. Благодаря фитам стихеры становятся торжественными, праздничными. Троична фита из праздничной, торжественной, производящей сильное впечатление стихеры Святой Троице присутствует в распеве и тропаря, и кондака этого праздника.

Тропарь. Благословен еси Христе Боже наш, иже премудрыя ловцы явлеи, послав им Дух Святыи, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе. Троична фита распевает слово Человеколюбче, на слове вселенную — фита высокая.

Кондак. Егда сошед языки размеси, разделяше племена вышнии. Егда же огненныя языки раздая, в совокупление вся призва, единогласно славити Всесвятыи Дух. Слово Егда во второй фразе распето фитой подчашной, а троична фита опять в кульминации на слове Славити. Получается, что троичная фита как бы уточняет или напоминает, что в обеих стихерах звучит догмат о Пресвятой Троице.

Обе стихеры редкого гласа для тропарей и кондаков — восьмого. Восьмой глас, скорее всего, присвоен этим стихерам в знак бесконечности и безначальности Божества. Стоит ли говорить, что и тропарь и кондак Троице начинаются с параклита?! Знамя параклит также является посрамлением ереси католиков, так как означает послание Святого Духа от Отца на апостолов в день пятидесятный.
 

Надежда на лучшее

Вот такое удивительное и многогранное понятие знамени параклит. Теперь, надеюсь, когда вы увидите в начале песнопения этот крюк, вы воодушевитесь, начиная петь. Не обязательно, что вы вспомните все то, о чем сегодня говорилось, но исполнение стихеры начнете светло и сановито. И если вас кто-нибудь спросит: какое знамя является первым в знаменной азбуке? Вы твердо ответите — Параклит.

Продолжение следует

 


Литературные источники:

1. Острожская Библия. Репринтное издание;
2. Триодь цветная;
3. «Толковый Апостол». Сборник толкований св. отцев;
4. Феофилакт Болгарский «Толковый Апостол»;
5. А.М. Авдонин «Возникновение и развитие иконографии Сошествия Святаго Духа на апостолов». Журнал «Благовест», № 2012 года;
6. «Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви». Филарет (Гумилевский) Архиепископ Черниговский. С.Петербург. 1902г.

 

Автор: Павел Катаев

20 июня 2016 

 

http://ruvera.ru/articles/paraklit







Это статья с сайта ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО
http://edinoslavie.ru

URL этой статьи:
http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=832